Диапазон слуха человека гц
О диапазоне частот, которые слышит человеческое ухо
Известно, что 90% информации об окружающем мире человек получает со зрением. Казалось бы, что на долю слуха остаётся не так много, но на самом деле, человеческий орган слуха — это не только высокоспециализированный анализатор звуковых колебаний, но и очень мощное средство коммуникации.
Врачей и физиков давно волновал вопрос: можно ли точно определить диапазон слуха человека в разных условиях, различается ли слух у мужчин и у женщин, есть ли «особо выдающиеся» рекордсмены, которые слышат недоступные звуки, или могут производить их? Попробуем подробнее ответить на эти и некоторые другие смежные вопросы.
Но перед тем, как понять, сколько герц слышит человеческое ухо, нужно разобраться с таким фундаментальным понятием как звук, и вообще, понять что именно измеряют в герцах.
Основные звуковые характеристики
Звуковые колебания — это уникальный способ передачи энергии без передачи материи, они представляют собой упругие колебания в какой-либо среде. Когда речь идет об обычной жизни человека, такой средой является воздух.
Он содержат молекулы газов, которые могут передавать акустическую энергию. Эта энергия представляет чередование полос сжатия и растяжения плотности акустической среды.
В абсолютном вакууме звуковые колебания передать невозможно.
Любой звук является физической волной, и содержит все необходимые волновые характеристики. Это частота, амплитуда, время затухания, если речь идет о затухающем свободном колебании. Рассмотрим это на простых примерах. Представим себе, например, звук открытой струны соль на скрипке при извлечении его смычком. Мы можем определить следующие характеристики:
- тихий звук или громкий. Это не что иное, как амплитуда, или сила звука. Более громкому звуку соответствует большая амплитуда колебаний, а тихому звуку — меньшая. Звук, имеющий большую силу, можно услышать на более далеком расстоянии от места возникновения;
- длительность звука. Это всем понятно, и каждый способен отличить раскаты барабанной дроби от протяженного звучания хоральной органной мелодии;
- высота звука, или частота звукового колебания. Именно эта основополагающая характеристика и помогает нам отличать «пищащие» звуки от басового регистра. Если бы не было частоты звука, музыка было бы возможна только в виде ритма. Частота измеряется в герцах, а 1 герц равен одному колебанию в секунду;
- тембр звука. Он зависит от примешивания акустических дополнительных колебаний – формант, но объяснить его простыми словами очень легко: даже с закрытыми глазами мы понимаем, что звучит именно скрипка, а не тромбон, даже если у них будут совершенно одинаковые вышеперечисленные характеристики.
Тембр звука можно сравнить с многочисленными вкусовыми оттенками. Всего у нас есть горький, сладкий, кислый и соленый вкус, но этими четырьмя характеристиками далеко не исчерпываются всевозможные вкусовые ощущения. То же самое происходит и с тембром.
Остановимся подробнее на высоте звука, поскольку именно от этой характеристики и зависит в наибольшей степени острота слуха и диапазон воспринимаемых акустических колебаний. Что же такое диапазон звуковых частот?
Диапазон слуха в идеальных условиях
Частоты, воспринимаемые человеческим ухом в лабораторных, или идеальных условиях, находятся в сравнительно широкой полосе от 16 Герц до 20000 Герц (20 кГц). Всё, что ниже и выше — человеческое ухо слышать не может. Речь идет об инфразвуке и ультразвуке. Что это такое?
Инфразвук
Его слышать нельзя, но тело может ощущать его, как работу большой басовой колонки – сабвуфера. Это —инфразвуковые колебания. Все прекрасно знают, если постоянно ослаблять басовую струну на гитаре, то, несмотря на продолжающиеся вибрации, звук исчезает. Но эти колебания можно по-прежнему ощущать кончиками пальцев, прикоснувшись к струне.
В инфразвуковом диапазоне работают многие внутренние органы человека: происходит сокращение кишечника, расширение и сужение сосудов, многие биохимические реакции. Очень сильный инфразвук может вызвать серьезное болезненное состояние, даже волны панического ужаса, на этом основано действие инфразвукового оружия.
Ультразвук
На противоположном участке спектра находятся очень высокие звуки. Если звук имеет частоту выше 20 килогерц, то он перестает «пищать» и становится неслышным для уха человека в принципе. Он становится ультразвуком.
Ультразвук имеет большое применение в народном хозяйстве, на нём основана ультразвуковая диагностика. С помощью ультразвука ориентируются корабли в море, обходя айсберги и избегая мелководья.
Благодаря ультразвуку специалисты находят пустоты в цельнометаллических конструкциях, например, в рельсах. Все видели, как по рельсам рабочие катят специальную дефектоскопическую тележку, генерирующую и принимающую высокочастотные акустические колебания.
Ультразвуком пользуются летучие мыши, чтобы находить в темноте безошибочно дорогу, не натыкаясь на стенки пещер, киты и дельфины.Известно, что с возрастом снижается способность к различению именно высоких звуков, и лучше всего слышать их могут дети. Современные исследования показывают, что уже в возрасте 9-10 лет у детей начинает постепенно уменьшаться диапазон слуха, а у пожилых людей слышимость высоких частот значительно хуже.
Чтобы услышать, как пожилые люди воспринимают музыку, нужно просто на многополосном эквалайзере в плеере вашего сотового телефона убавить один или два ряда высоких частот. Получившееся некомфортное «бубнение, как из бочки», и будет прекрасной иллюстрацией того, как вы сами будете слышать в возрасте после 70 лет.
В снижении слуха важную роль играет неправильное питание, употребление алкоголя и курения, откладывание холестериновых бляшек на стенках сосудов. Статистика ЛОР — врачей утверждает, что люди с первой группой крови чаще и быстрее приходят к тугоухости, чем остальные. Приближает тугоухость избыточный вес, эндокринная патология.
Диапазон слуха в обычных условиях
Если отсечь «маргинальные участки» звукового спектра, то для комфортной жизни человека доступно не так уж и много: это промежуток от 200 Гц до 4000 Гц, что практически полностью соответствует диапазону человеческого голоса, от глубокого бассо — профундо, до высокого колоратурного сопрано. Тем не менее, даже при комфортных условиях, слух человека ухудшается постоянно. Обычно наибольшая чувствительность и восприимчивость у взрослых людей в возрасте до 40 лет находится на уровне 3 килогерц, а в возрасте 60 лет и более понижается до 1 килогерца.
Диапазон слуха у мужчин и женщин
В настоящее время не приветствуется половая сегрегация, но мужчины и женщины действительно различно воспринимают звук: женщины способны слышать лучше в высоком диапазоне, и возрастная инволюция звука в области высоких частот у них более медленная, а мужчины воспринимают высокие звуки несколько хуже. Логично, казалось бы, предположить, что мужчины лучше слышат в басовом регистре, но это не так. Восприятие басовых звуков, как у мужчин, так и у женщин практически одинаковое.
Но есть уникальные женщины по «генерации» звуков. Так, диапазон голоса перуанской певицы Имы Сумак (почти в пять октав) простирался от звука «си» большой октавы (123,5 Гц) до «ля» четвертой октавы (3520 Гц). Пример ее уникального вокала можно найти ниже.
При этом у мужчин и женщин существует довольно большая разница в работе речевого аппарата. Женщины производят звуки от 120 до 400 герц, а мужчины — от 80 до 150 Гц, по среднестатистическим данным.
Различные шкалы для указания диапазона слуха
Вначале мы говорили о том, что высота не является единственной характеристикой звука. Поэтому существуют различные шкалы, в соответствии с различными диапазонами.
Звук, слышимый человеческим ухом, может быть, например, тихим и громким.
Наиболее простая и приемлемая в клинической практике шкала громкости звука — та, которая измеряет звуковое давление, воспринимаемое барабанной перепонкой.
В основу этой шкалы положена наименьшая энергия колебания звука, которая способна трансформироваться в нервный импульс, и вызвать звуковое ощущение. Это — порог слухового восприятия. Чем порог восприятия ниже, чем чувствительность выше, и наоборот.
Специалисты различают интенсивность звука, которая является физическим параметром, и громкость, который является субъективной величиной.
Известно, что звук строго одной и той же интенсивности здоровый человек, и человек с тугоухостью воспримут как два разных звука, громче и тише.
Всем известно, как в кабинете ЛОР — врача пациент становится в угол, отворачивается, а врач из соседнего угла проверяет восприятие пациентом шепотной речи, произнося отдельные цифры. Это наиболее простой пример первичной диагностики тугоухости.
Известно, что еле уловимое дыхание другого человека составляет 10 децибел (дБ) интенсивности звукового давления, обычный разговор в домашней обстановке соответствует 50 дБ, вой пожарной сирены – 100 дБ, а взлетающий вблизи реактивный самолет, вблизи болевого порога — 120 децибел.
Может вызвать удивление, что вся огромная интенсивность звуковых колебаний укладывается на такой малой шкале, но это впечатление обманчиво. Это — логарифмическая шкала, и каждая последующая ступень в 10 раз интенсивнее, чем предыдущая. По такому же принципу построена шкала оценки интенсивности землетрясений, где всего 12 баллов.
В заключение следует сказать, что если ваш возраст перевалил за 45 — 50 лет, и вы начали спрашивать у более молодых, где они услышали щебетание птицы, то знайте, что у вас физиологическая акустическая потеря слуха, которые характеризует здоровое старение организма. Но в том случае, даже если вы, находясь среди своих сверстников, начали постоянно переспрашивать, то вам нужно обязательно записаться на исследование, которое называется аудиометрией.
метрическое исследование проводит специалист — сурдолог, или ЛОР — врач. В настоящее время интернет представляет разнообразные возможности, и даже сейчас, читая эту статью со своего экрана. Прямо сейчас определить приблизительно свой слуховой возраст в онлайн – режиме. А здесь можно попробовать различить свою способность различать полезный сигнал среди шума.Источник: https://StopOtit.ru/o-diapazone-chastot-kotorye-slyshit-chelovecheskoe-uho.html
грамма слуха: построение графика, определение порогов, нормы и отклонения
В нашем мире на сегодняшний момент очень распространены вирусные заболевания. Чаще всего при поражении ими человеческого организма в первую очередь страдают носоглотка и уши.
Часто встречаются такие заболевания, как неврит слухового нерва, инсульт с поражением слуховой коры, опухоли и кисты головного мозга, случаются травмы, при которых происходит нарушение слуха. Также распространены тугоухость, вызванная профессиональной деятельностью и врожденные заболевания слухового аппарата. Все эти болезни диагностируются и лечатся врачом.
Тональная пороговая аудиометрия
Тональная пороговая аудиометрия осуществляется при помощи аудиометров, которые производятся многими фирмами и отличаются друг от друга по функциональным возможностям и по возможностям управления.
В них предусмотрен набор частот 125, 250, 500, 750, 1000, 1500, 2000, 3000, 4000, 6000, и 8000 Гц (в некоторых аудиометрах дополнительно введены частоты 10000, 12000, 16000, 18000 и 20000 Гц и имеется возможность переключения частот шагом в 67,5 Гц).
Стимулом является чистый тон (или узкополосный шум). Переключение интенсивности подаваемых стимулов производится шагом в 5 дБ от 0 дБ нПС (нПС — нормальные пороги слышимости) до 110 дБ нПС (в некоторых аудиометрах до 120 дБ).
Имеются аудиометры, обеспечивающие и возможность переключения интенсивностей шагом в 1 и 2 дБ. Однако во все аудиометры введено ограничение интенсивности на выходе на трех частотах: 125 Гц, 250 Гц и 8000 Гц.
метры оснащены оголовьем с двумя воздушными телефонами (некоторые аудиометры укомплектованы внутриушным телефоном), костным вибратором для исследования костного звукопроведения, кнопкой пациента, микрофоном и имеют низкочастотный вход для подключения магнитофона (или проигрывателя компакт-дисков) для проведения речевой аудиометрии.
Условия, необходимые для проведения тестов: в идеале, проведение аудиометрии требует специального звукозаглушенного помещения. В случае, когда исследование проводится в условиях, не соответствующих требованиям, аудиометрист должен помнить, что окружающий шум может оказывать влияние на результаты аудиометрии, что выражается в повышении определяемых порогов слышимости.
Существует два пути решения проблемы уменьшения окружающего шума: использование звукозаглушенных камер и использование специальных амбушюров или внутриушных телефонов.Внутриушные телефоны были разработаны для повышения точности аудиометрических исследований. Их применение обеспечивает существенные преимущества:
- окружающий шум снижается на 30-40 дБ;
- повышается комфортность пациента;
- за счет увеличения межушного ослабления до 70-100 дБ снижается необходимость в использовании маскирующего шума;
- повышается степень повторяемости результатов тестирования;
- исключается возможность коллапса наружного слухового прохода, что принципиально важно при исследовании слуха у новорожденных.
Порогом считается наименьшая интенсивность, воспринимаемая испытуемым в 50% предъявлений. Исследование начинается с лучше слышащего уха. Если испытуемый не может определить, какое ухо слышит лучше, обычно исследование начинают с правого уха.
В основе методики определения порогов по воздушному звукопроведению лежит предъявление чистого тона одной частоты (обычно начинают с частоты 1000 Гц) при каждом исследовании, начиная с интенсивности, легко идентифицируемой испытуемым.
Постепенно снижается уровень интенсивности стимуляции (нисходящая методика) шагом в 10 дБ до исчезновения его восприятия. Уровень интенсивности затем повышается шагом в 5 дБ до возникновения слухового ощущения (восходящая техника).
Для точного определения порогов эти операции повторяются. Значения порога наносятся на бланк аудиограммы.
грамма
грамма — это графическое отражение способности испытуемого слышать чистые тоны. Принято предъявлять тоны различных частот в следующей последовательности: 1000, 2000, (3000), 4000, (6000), 8000, 500, 250, 125 Гц.
На горизонтальной оси аудиограммы отмечены частоты, соответствующие частотам аудиометра. По вертикальной оси откладывается интенсивность стимула в дБ по отношению к нормальным порогам слышимости, от -10 дБ нПС (в верхней части аудиограммы) до 110-120 дБ нПС у основания.
Вертикальные линии на аудиограмме отражают частоты, соответствующие частотам аудиометра. Горизонтальные линии на аудиограмме отражают интенсивность в дБ по отношению к нормальным порогам слышимости, от 0 дБ нПС (в верхней части аудиограммы) до 110 дБ у основания аудиограммы.
Методика определения порогов по костному звукопроведению обеспечивает прямое определение чувствительности улитки, а также возможное наличие кондуктивного компонента (костно-воздушного интервала) на каждой из исследуемых частот. Вместо воздушных телефонов при исследовании используется костный вибратор, устанавливаемый на сосцевидном отростке.Так же, как и при определении порогов при воздушном звукопроведении, порогом является наименьшая интенсивность, воспринимаемая испытуемым в 50%.
Рекомендации по предъявлению частот при исследовании порогов по костному звукопроведению те же, что и по воздушному.
Следует начинать с частоты 1000 Гц, продолжая на частотах 2000 Гц и 4000 Гц, а затем — на 500 Гц и 250 Гц.
В большинстве аудиометров не предусмотрена возможность определения костных порогов на частотах 125 Гц, 6000 Гц и 8000 Гц (хотя в некоторых современных аудиометрах имеется частота 6000 Гц).
грамма при нормальном слухе
Определение порогов на костнопроведенные звуки (КЗ) должно начинаться с надпороговых интенсивностей с последующим снижением интенсивности до достижения порога и повторением всех этапов, применяемых при определении порогов по воздушному звукопроведению (ВЗ). В норме пороги воздушного и костного звукопроведения совпадают и находятся в пределах 5-10 дБ.
грамма больного с кондуктивной тугоухостью
При патологии среднего уха нарушается передача звуковых сигналов от наружного к внутреннему уху, поэтому пороги слышимости при воздушном звукопроведении в той или иной степени повышаются. В то же время при костном звукопроведении сигналы воспринимаются при нормальных уровнях интенсивности, т.к. рецепторный аппарат улитки и нервные слуховые пути сохранены.
Разность между значениями порогов слышимости, определенными при воздушном и костном звукопроведении, отражается на аудиограмме в виде костно-воздушного интервала.
В большинстве случаев при кондуктивной тугоухости определяется повышение порогов слышимости на воздушнопроведенные звуки на низких частотах. Так, при экссудативном среднем отите пороги повышаются на низких частотах на 20-40 дБ.
Повышение порогов как для воздушнопроведенных, так и для костнопроведенных звуков имеет место при смешанной тугоухости.
Следует помнить, что пороги при КЗ не могут быть выше порогов, определенных при ВЗ.Кроме того, при значительном повышении порогов по ВЗ, а также при некоторых видах патологии костей черепа (например, сифилитический пороз) вполне допустимо отсутствие восприятия костнопроведенных звуков. Это объясняется различием в максимальной выходной интенсивности телефона (110-120 дБ) и костного вибратора (45-70 дБ, в зависимости от частоты).
Ошибочная аудиограмма
грамму, характеризующуюся повышением порогов по ВЗ в пределах 45 дБ, но с отсутствием КЗ на тех же частотах, следует считать ошибочной.
Эффективная маскировка исключает переслушивание. При помощи эффективной маскировки определяется уровень шума, необходимый для заглушения нетестируемого или лучше слышащего уха.
Недостаточная маскировка имеет место, когда маскирующий шум, предъявленный в лучше слышащее ухо, недостаточно громкий для того, чтобы исключить эффект переслушивания. Больной слышит тон в ухе, которое маскируется (в нетестируемом ухе) одновременно с маскирующим шумом.
Увеличение интенсивности маскирующего шума ведет к исключению определения «ложных» порогов в нетестируемом ухе и определению истинных порогов слышимости в тестируемом ухе.
Сверхмаскировка проявляется в том случае, когда каждая прибавка в интенсивности маскировки в 10 дБ вызывает повышение порога слышимости на 10 дБ или более над плато. Сверхмаскировка имеет место, как правило, при определении порогов при воздушном звукопроведении.
Ниже приводятся некоторые наиболее типичные аудиограммы, получаемые при нарушении звукопроведения.
грамма больного отосклерозом
Кондуктивная тугоухость с дополнительным повышением порогов при костном звукопроведении в области 2 кГц (т. н. «зубец Кархарта») характерна для отосклероза.
Постановку диагноза облегчают данные анамнеза (постепенное снижение слуха с одной стороны с дальнейшим переходом в двустороннюю тугоухость, шум в ушах, улучшение разборчивости речи в шуме) и отоскопии (неизмененные или истонченные барабанные перепонки).
грамма больного адгезивным средним отитом
Обратная картина — кондуктивная тугоухость с понижением порога в области 2 кГц — нередко наблюдается при рубцовом, адгезивном процессе в барабанной полости. Данные анамнеза и отоскопии подтверждают диагноз.
грамма больного с сенсоневральной тугоухостью
При сенсоневральной тугоухости (поражении сенсорных элементов органа Корти) и отсутствии сопутствующего нарушения звукопроведения пороги слышимости по воздушному и костному звукопроведению совпадают.
грамма больного, работающего в условиях шума и вибрации
Сенсоневральная тугоухость, характеризующаяся двусторонним локальным повышением порогов звуковосприятия в области 4 кГц, часто является следствием воздействия шума и (или) вибрации.
грамма больного с гидропсом лабиринта (болезнью Меньера)
Весьма характерна аудиограмма при болезни Меньера. В основе заболевания лежит гидропс лабиринта, приводящий к нарушению функции волосковых клеток. Поэтому пороги звуковосприятия равномерно повышаются до 50-60 дБ на всех частотах как при ВЗ, так и при КЗ.
В ряде случаев отмечается незначительный костно-воздушный интервал в области низких частот. Он обусловлен нарушением звукопроведения во внутреннем ухе. метрические кривые расположены горизонтально.
ДП по Люшеру (1000 Гц): AD = 0,4дБ; AS= 1,0 дБ; SISI (1000 Гц): AD = 100%; AS = 0%. В начальных стадиях болезни Меньера, когда большая часть волосковых клеток сохранена, значительное ухудшение слуха происходит лишь в момент приступа.
В межприступном периоде внутрилабиринтное давление нормализуется и слух улучшается, т. е. тугоухость носит флуктуирующий характер. В дальнейшем рецепторный аппарат внутреннего уха претерпевает необратимые изменения, и слух прогрессивно ухудшается от приступа к приступу.
Международная классификация степеней тугоухости, основанная на усредненных значениях порогов звуковосприятия на частотах 0,5; 1; 2 и 4 кГц, представлена в таблице.
Степень тугоухости | Среднее значение порогов слышимости на речевых частотах (дБ) |
I | 26-40 |
II | 41-55 |
III | 56-70 |
IV | 71-90 |
Глухота | 91 и более |
Как расшифровать аудиограмму — подробное руководство от врача
Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук.
Краткое изложение
Статья получилось большой и подробной — чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, надо сначала познакомиться с основными терминами аудиометрии и разобрать примеры. Если у вас нет времени долго читать и разбираться в деталях, в карточке ниже — краткое изложение статьи.
грамма — график слуховых ощущений пациента. Она помогает диагностировать нарушения слуха.
На аудиограмме две оси:
- горизонтальная — частота (количество звуковых колебаний в секунду, выражается в герцах),
- вертикальная — интенсивность звука (относительная величина, выражается в децибелах).
Источник: https://storm24.media/news/141333
Как по слуху определить возраст человека: тест
Уши, как и все другие органы, присутствующие в организме человека и других животных, — точнейший и крайне непростой прибор. Непростой он хотя бы потому, что, в отличие от рукотворных локаторов, биологическая система имеет тенденцию к старению.
Смотрите также Тест на знание анатомии человека
Это означает, что ребенок или просто молодой человек/девушка до 25 лет способны улавливать звуки такого низкого или высокого тона, которые человек в возрасте перестает воспринимать, и чем старше он становится, тем больше может сужаться диапазон слышимых шумов. С какой-то стороны это даже хорошо: шумные соседи не смогут отвлечь от сна, но с другой — расстройство может вызвать дискомфорт в общении и даже глухоту.
То же самое можно сказать и о некоторых работах, на которых слуховой аппарат подвергается чрезмерным нагрузкам и напряжению: строители (в те моменты, к примеру, когда приходится работать часто и подолгу отбойным молотком), работники аэропортов, в частности обслуживающие воздушные транспортные средства (звук турбины самолета — один из самых громких), рок-музыканты и так далее.
Не будем забывать, что разнообразные заболевания вроде отитов и других воспалительных процессов в ухе также могут снижать восприимчивость к звукам, особенно когда повреждается барабанная перепонка. В этом числе сюда же входит механическое повреждение слухового аппарата.
Все эти нюансы способны значительно ускорить и без того постоянно прогрессирующий возрастной процесс ухудшения слуха.
Поэтому, используя ватные палочки при чистке ушей, будьте аккуратны и, вообще, следите за своим организмом и здоровьем — не переохлаждайтесь, носите в холодную погоду головные уборы и не находитесь подолгу на сквозняках.
Даже прослушивание музыки в том же iPod на максимальной громкости способно уменьшить восприимчивость к звукам.Если вы хотите узнать, насколько у вас четкий слух и соответствует ли он вашему возрасту, предлагаем пройти несложный тест, который может подсказать вам, все ли в порядке или пора обратиться к отоларингологу — врачу, известному под собирательным образом «ухо-горло-нос».
Рекомендуется посещать врача для проверки слуха минимум раз в три года!
Возрастной тест на слух
Как мы уже говорили выше, интересен тест и в разрезе возрастных изменений. Причем эти изменения могут по различным причинам наступать и раньше положенного срока. Возможно, ваши уши опережают вас в зрослении или старении. Или, наоборот, слух настолько хороший, что в 30 лет вы сканируете окружающий мир с четкостью 25-летнего.
Диапазон человеческого слуха стандартно варьируется от 20 Гц до 20 кГц (20 000 Гц).
Для сравнения: диапазон слуха собак составляет около 67 Гц — 45 кГц (45 000 Гц), в то время как некоторые летучие мыши могут слышать звуки до 200 кГц (200 000 Гц).
Интересный факт: слух начинает ухудшаться с восьми лет, отсекая самые низкие и самые высокие части диапазона.
Узнайте, насколько хорош ваш слух, прямо здесь и сейчас
Предупреждение по технике безопасности! Проверьте громкость на вашем девайсе — она не должна быть максимальной. Иначе на средних частотах может появиться дискомфорт из-за сильного звука, а на высоких частотах может произойти повреждение оборудования. Средних значений громкости для проверки хватит.
Прослушайте данные записи и отметьте, с какой частоты вы начали слышать низкие частоты и на какой закончили воспринимать высокие:
25 Гц
40 Гц
100 Гц
200 Гц
1 000 Гц
5 кГц
8 кГц
12 кГц
15 кГц
16 кГц
18 кГц
20 кГц
Итоги тестирования:
Если вы слышали звук ниже 25 Герц и выше 19-20 000 Гц (что случается крайне редко), поздравляем — вы уникум с идеальным слухом. Возможно, слишком хорошим для современного человека. 20 кГц — частота, которую слышат только дети до 10 лет.
Если нижний диапазон начался с 40-100 Герц, а слышимый высокий закончился на 18 Гц, у вас хороший слух, скорее всего, ваш возраст — в диапазоне 20-30 лет.
Если звук проявился с 200 Гц и был слышен до 15 кГц (16 кГц вы не услышали), ваш возраст — от 30 до 40 лет. Если не слышно звуков свыше 15-16 кГц, желательно посетить специалиста.
12 кГц — возраст менее 50 лет
И так далее, чем уже диапазон воспринимаемых звуков, тем выше ваш возраст.
Внимание! Метод не является альтернативой заключения врача. Если вы счиатете, что у вас проблемы со слухом, обратитесь к профессионалу для всесторонней проверке слуха!
Более детальная настройка волны, герцовка аналогична, 20 Гц-20 000 Гц. Можно проследить появление волны с точностью до Герца.
Источник: https://1gai.ru/publ/524117-kak-po-sluhu-opredelit-vozrast-cheloveka-test.html
Область слухового восприятия человека
Область слухового восприятия человека довольно обширна. Но какова же эта область, какие её особенности и что ещё важно знать и учитывать при прослушивании своих проектов? Рассмотрим в этой статье.
Область слухового восприятия
У обычного, скажем, среднестатистического нормально слышащего человека область восприятия ограничена по частоте и силе звука.
Частотный диапазон находиться в районе от 20 Гц до 20 000 Гц (в некоторых книгах указывается даже от 16 Гц до 25 000 Гц).
Кстати, для сравнения у многих животных диапазон, особенно на высоких частотах намного выше. Например, собаки и кошки слышат до 60000 Гц, а дельфины до 100000 Гц
По силе звука (динамическому диапазону) предел громкости доходит до 120 — 140 Дб.
Диапазоны
Условно область слухового восприятия можно разделить на три области: 20…300 Гц — низкая; 300…3000 Гц — средняя; 3000…20000 Гц — высокая.
Чувствительность слуха
Наибольшая степень чувствительности находится в диапазоне от 1000 до 3000 Гц. Чем выше или ниже от этого диапазона чувствительность начинает падать. Причем в области самых низких и высоких звуков наблюдается очень резкое её падение.
Кроме этого с возрастом чувствительность существенно меняется. Наибольшая она у 15—20-летних. Затем она постепенно снижается. Например, область наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится около 3000 Гц, от 40 до 60 лет — около 2000 Гц, а старше 60 лет — около 1000 Гц.
Порог слышимости
Едва ощущаемое звучание минимальной силы звука называется порогом слышимости. Чем меньше необходимо звуковой энергии для того чтобы услышать звук, тем выше чувствительность уха.
Как мы говорили выше, в области 1000-3000 Гц находиться наибольшая степень чувствительности. Поэтому порог слухового восприятия в данной области наиболее низкий.
Естественно, что в других областях (более низких и высоких) порог повышается.
В международном стандарте ISO/R-226 значится следующие значения порогов слышимости (слушатели в возрасте от 18 до 30лет):
На рисунке нижняя кривая изображает порог слышимости (ниже его мы уже не слышим звук). А верхняя кривая это болевой порог (при нем мы уже начинаем ощущать боль в ушах).
Область восприятия музыки
Основная энергия области слухового восприятия музыки находится в частотной области от 40 до 5000 Гц, а по уровню давления от 40 до 100 дБ. С возрастом, конечно, эта область восприятия звуков уменьшается и начинает терять яркость (уменьшается восприятие верхнего частотного диапазона). Однако, это в целом абсолютно не влияет на прослушивание музыки в любом возрасте.
Область восприятия речи
Что касается речи, то основная энергия области её слухового восприятия находится по частоте от 500 до 600 Гц и по силе от 50 до 90 дБ.
Для звукорежиссера при обработке речи (в том числе и вокала) важно знать следующее, что согласные с, з, ц, содержат частоты намного выше вплоть до 8600 Гц. А как их редактировать можно прочитать здесь.
Динамический диапазон тихого шепота равен 10—15 дБ, а громкой речи 25 дБ. Это означает, что некоторые особенно глухие согласные можно полноценно различить при условии сохранности не только частоты, но и интенсивности звука.
Абсолютный порог слышимости
Он зависит от длительности сигнала. Чтобы слух смог определить высоту тона, ему требуется определённое время воздействия. Например, для 50 Гц это 60 мс, для 1000 Гц и выше от 10 мс. Не удивительно, что высоту тона, например, в ударной установки определить очень сложно. А если звук совсем короткий, то он воспринимается как щелчок (подробнее).
На рисунке можно увидеть как зависит интенсивность (в Дб — вертикаль) и длительность воздействия (в мс горизонталь). Если длительность меньше 250 мс, то пороги возрастают, если больше 250 мс, то они стабилизируются. (рисунок взят их книги И. Алдошиной «Основы психоакустики»)
Разностный порог
Этот порог показывает нам ту разницу, при которой мы чувствуем прирост или ослабление частоты звука по сравнению с первоначальным.
- Разностный порог по частоте:
В диапазоне от 500 до 5000 Гц он равен 0,003. Это означает, что изменение частоты в этом диапазоне на 3 Гц воспринимается слухом как другой звук (например, 2000 и 2003 Гц).
- Разностный порог по силе звука:
Минимальный прирост силы звука заметный для слуха в среднем равен 0,1—0,12. Это означает, что наш слух ощущает разницу в громкости, если его усилить на 0,1 первоначальной величины, или на 1 дБ.
Но подробнее о дБ и громкости звука мы поговорим в отдельной статье.
Если нравятся наши статьи, подписывайтесь на RSS! И поделись статьей со своим другом! Не ленитесь!
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь.
Share on Tweet Подписаться Share Share Share Share Share
Источник: https://nssound.ru/o-zvuke-i-zvukovykh-signalakh/oblast-sluhovogo-vosprijatija-cheloveka/
Акустические системы: поговорим о звуке (часть 1)
В учебнике сказано: «Колебательные движения частиц, которое распространяется в виде волн в газообразной, жидкой или твердой средах». Давайте отбросим лишнее и поговорим только о слышимом звуке (кроме него ведь еще существуют ультразвук, инфразвук и т.д.).
Звук — это, на самом деле, не движение воздуха (газа) в пространстве, а волновые, периодические изменения давления этого самого газа.
Звук является волновым излучением, подчиняется соответствующим физическим законам, которые описывают его распространение и взаимодействия.
Согласно этим законам мы можем описать звук по нескольким характеристикам. Возьмем основные: частота, амплитуда (форма колебаний) и скорость.
Что такое частота звука?
Частота — это количество колебаний за единицу времени. Конкретней — число колебаний в секунду. Измеряется в герцах. Одно колебание в секунду — один герц (Гц).
Если еще вспомнить, что звук распространяется в воздухе со скоростью около 350 метров в секунду или около 1250 км/ч, то достаточно легко понять, что частота и скорость связаны между собой.
И эта связь дает нам возможность определить длину звуковой волны: чем больше частота, тем меньше длина волны — и наоборот.Почти традиционно считается, что человеческий слух позволяет услышать диапазон частот «20–20» — от 20 Гц до 20 кГц, другими словами, от 20 колебаний в секунду до 20 000.
Не все частоты одинаково громкие
При этом матушка-природа наделила нас с вами достаточно избирательным слухом. Психоакустические исследования показывают, что лучше всего человек слышит самое для себя важное — человеческую речь. Эти звуки располагаются в диапазоне частот в районе 3000 Гц. Где-то в этом районе и находится максимальная чувствительность наших с вами ушей.
На других частотах она уменьшается, изменяясь в виде плавных кривых. Эти кривые показывают, с какой громкостью человек воспринимает звуковые колебания равной амплитуды. Эти данные важны не только для расчета акустических систем, но и для правильного понимания природы восприятия звука.
Они были получены статистическим способом, когда в субъективном оценивании громкости звучания на разных частотах принимало участие большое количество людей. В честь авторов этой научной разработки линии равной громкости называются кривыми Флетчера-Мэнсона.
Как мы понимаем, откуда пришел звук
Ответ простой: потому, что у нас есть голова и два уха! Если одно ухо вдруг не работает, это можно частично компенсировать быстрым поворотом головы. Слух при наличии двух ушей называется бинауральным. Он позволяет нам локализовать источник звука.
Это происходит потому, что звук приходит к правому и левому уху с небольшой задержкой или, если выразиться точнее, со сдвигом по фазе. Так как длина звуковой волны достаточно большая, в оба уха обычно поступает одна волна, но разные ее участки — фазы.
Этот сдвиг анализируется нашим мозгом, легкий поворот головы — и мы уже готовы приблизительно указать на какой ветке сидит птица, хотя разглядеть ее все равно не получится.
И чем выше звук, то есть, чем больше его частота, тем легче определить направление на его источник — сильнее проявляется фазовый сдвиг. А вот на низких частотах длина волны становится больше, чем расстояние между ушами, поэтому определить источник звука гораздо сложнее.
Почему одни звуки красивые, а другие нет?
Здесь почему-то тянет взять серый том Фейнмановских лекций и освежить воспоминания о рядах Фурье — но будем проще: любое колебание можно разложить на несколько колебаний с меньшей длиной волн.
Эти меньшие волны — и есть гармоники, и сколько их укладывается в длине основной волны — две, три и т.д. — определяет их четность или нечетность. Как оказалось, нечетные гармоники воспринимаются нашим слухом дискомфортно.
Причем вроде все играет правильно, но дискомфорт остается.
Более явный неприятный звук — диссонанс, две частоты, работающие одновременно и вызывающие редкие биения. Если хотите еще наглядней, то нажмите близлежащие черную и белую клавиши на пианино.
Есть и противоположность диссонанса — консонанс. Это сама благозвучность, например, — такой интервал, как октава (удвоение частоты), квинта или кварта. Кроме того, комфортности звучания мешают маскирующие его шумы различной природы, искажения и призвуки.
Ясно, что шум — то, что мешает в принципе. Звуковой мусор. Впрочем, есть и белый шум, этакий эталон шума, в котором присутствуют равномерно все частоты (точнее — спектральные составляющие).
Если вы хотите уйти от источника белого шума, то по ходу удаления он будет розоветь. Это происходит потому, что воздух сильнее ослабляет верхние частоты слышимого спектра.
Когда их меньше, тогда говорят о розовом шуме.
Чем громче шум по отношению к полезному звуку, тем больше этот звук маскируется шумом. Падает комфортность, а затем — и разборчивость звучания. Это же относится и к нечетным гармоникам, и к нелинейным искажениям, о которых мы еще поговорим более подробно. Все эти явления взаимосвязаны и, самое главное, — все они мешают нам слушать.
Нота — высота звука и его частота — зависит от специальности
В понимании звука, судя по всему, есть две крайности — понимание звукоинженера и музыканта. Первый говорит «440 Гц!» второй — «нота Ля!». И оба правы.
Первый говорит «частота», второй — «высота звука». Впрочем, известно немало отличных музыкантов, которые вовсе не знали нот.
При этом специалистов в области акустики, не знающих физических основ в этой области, еще никому не удавалось встретить.
Важно понимать, что оба этих специалиста по-своему занимаются комфортным звучанием.Автор музыкального произведения, инстинктивно, или опираясь на консерваторские знания, строит звук на принципах гармонии, не допуская диссонансов или искажений.
Конструктор, создающий колонки, изначально не допускает посторонних призвуков, минимизирует искажения, заботится о равномерности амплитудно-частотной характеристики, динамике и многом, многом другом.
Громкость, звуковое давление — пределы и ориентиры
С громкостью все не так просто. Она относительна. Подумайте сами, ведь абсолютной тишины не существует. То есть, она в природе есть, но попадание в такое место превращается в пытку — вы начинаете слышать стук своего сердца, звон в ушах — все равно тишина исчезает.
Поэтому звуковое давление измеряется относительно некоего нулевого уровня в децибелах (дБ). Это логарифмические единицы, ведь логарифмическая шкала наиболее точно соответствует природе слуха.
Если немного углубиться в теорию, нужно вспомнить эмпирически установленный закон психофизиологии Вебера-Фехнера, который описывает работу органов чувств.
Согласно этому закону, интенсивность ощущения чего-либо прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В случае звука, это — амплитуда (размах) колебаний.
И если за ноль децибел принять порог слышимости (а это, повторимся, не тишина!), то шелест листьев дает 10 дБ, поезд метро — 100 дБ, истребитель на форсаже — 125 дБ, и ненамного меньше, кстати, выдала одна девчушка, призер соревнований по громкости крика в США. В дискотечном зале громкость может достигать 130 дБ. Это при том, что 120 дБ — уже больно, а 180 — могут убить.
Разница приблизительно в шесть децибел воспринимается нами, как удвоение громкости. Добавление трех децибел на низкой частоте требует удвоения амплитуды колебаний источника звука, но на слух это замечает не каждый слушатель! Такие вот парадоксальные, на первый взгляд, данные.
Поведение звука
Оно всегда предсказуемо, если вооружиться определенными знаниями. Звук может отражаться от поверхности, поглощаться ею, проникать сквозь нее. При этом каждый вариант — лишь частичный.
Отражение звука приводит к эффекту эхо, звукоинженеры еще называют его реверберацией. Это сложный процесс. В любой комнате есть своя реверберация, многократная, по-своему затухающая, с определенными частотными характеристиками.
Затухающая потому, что часть звука все-таки поглощается стенами.
Но если звук сделать громче, то, в зависимости от выбранного звукового давления, через некоторое время (оно линейно зависит от громкости в дБ) в стену начнут стучать соседи. Это значит, мы выяснили, что часть звука проходит сквозь стену. Правильное соотношение всех этих свойств — очень важный параметр для комфортного звучания.
Та же реверберация должна быть оптимальной. Если ее практически нет, говорят, что комната переглушена. Если ее слишком много — вы слышали такое на вокзале, — страдает разборчивость звука. Существуют определенные критерии для правильной акустической обстановки, о них мы писали, например, в этой статье.Еще один источник аудионегатива — резонирующие объекты. Скажем, хрусталь в стеклянном шкафу. И когда все эти факторы приведены в норму — поздравляю, мы с вами находимся в акустически комфортном помещении!
В таком помещении особенно хорошо звучит качественное аудиовоспроизводящее оборудование и его главная составляющая часть — акустические системы.
Об этом — в продолжении
Источник: https://stereo.ru/to/wct43-akusticheskie-sistemy-pogovorim-o-zvuke-chast-1
Как расшифровать аудиограмму — подробное руководство от врача
Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук.
Основные понятия аудиометрии
Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.
У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.
Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.
Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.
метрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.
Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая.
На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.
грамма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения и т. д., так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов и т. д.
Как строится график аудиограммы
Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).
Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).
Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.
Бланк аудиограммы
На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3.
Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0—0—0), а левое — крестом (х—х—х)).
Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.
По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ.
По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) и т. д., могут быть некоторые вариации.На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.
Как расшифровать аудиограмму
При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.
Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.
Источник: http://eu-max.ru/blog/audiogram/