Роль пациента при планировании сестринской помощи

Содержание

Пятый этап сестринского процесса

Роль пациента при планировании сестринской помощи

Заключительный пятый этап сестринского процесса — оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости. Цели этапа: — оценить реакции пациента на сестринский уход; — оценить полученные результаты и подвести итоги; — оформить выписной эпикриз; — проанализировать качество оказанной помощи.

Оценку ухода проводят не только в день выписки пациента из стационара, а постоянно, при каждой встрече: на обходе с врачом, на процедурах, в коридоре, столовой и т.п. Состояние пациента меняется ежедневно и даже несколько раз в день, что не всегда вызвано характером заболевания и лечением.

Это может быть обусловлено взаимоотношениями с соседями по палате, медицинским персоналом, отношением к процедурам, известиями из дома или от родственников. Наблюдение за пациентом — тоже действие сестринского персонала.

Необходимо замечать малейшие изменения в состоянии или поведении больных, рассматривая поведение как один из основных критериев оценки. При каждом контакте с пациентом сестринский процесс происходит заново.

Например, пациент после операции утром не смог самостоятельно изменить положение тела, а через 3 ч медсестра заметила, что он переворачивается без посторонней помощи. Это одновременно и новая информация о пациенте, и критерий оценки. Изменения поведения и состояния пациента, отражающие положительную динамику — очередная победа медицинского персонала.

К сожалению, иногда лечение и уход малоэффективны. Например, у пациента после выполнения запланированных мероприятий по снижению температуры, после проведения капельного вливания вновь возникают жалобы на озноб.

Не всегда и не все проблемы, оценочные характеристики регистрируют, чаще (если они не оказывают влияние на течение заболевания или прогноз) их просто констатирует сестринский персонал и устно передаёт по смене.

И наоборот, оценку и регистрацию оценочных показателей состояния пациента отделения интенсивной терапии проводят в наших клиниках каждые полчаса или час. Если пациент требует повышенного внимания со стороны персонала, критерии оценки его состояния заносят в тетрадь сдачи дежурств, обсуждают в начале рабочего дня на «пятиминутках» и вечером при сдаче смены.
Для качественного проведения заключительного этапа сестринского процесса необходимо: знать, какой аспект вы хотите оценить; иметь источники важной для оценки информации; уточнить критерии оценки — предполагаемые результаты, которые сестринский персонал желает достичь совместно с пациентом.

Рис. Пятый этап сестринского процесса

Аспекты оценки

Этап оценки — это мыслительная деятельность. Сестринскому персоналу предстоит на основе использования определенных критериев оценки сравнить имеющиеся результаты ухода с желаемыми: оценить реакцию пациента и на этой основе сделать вывод о полученных результатах и качестве оказания помощи.

Для объективной оценки степени успешности ухода необходимо: — уточнить поставленную цель и ожидаемый результат в поведении или реакции пациента на заболевание или свое состояние; — оценить наличие у пациента желаемой реакции или поведения; — сравнить критерии оценки с имеющейся реакцией или поведением;

— определить степень согласованности между целями и реакцией пациента.

Критерии оценки

Оценочными критериями могут быть слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников.

Например, при отёках оценочными критериями могут выступать показатели веса и водного баланса, при выявлении уровня боли — пульс, положение в постели, поведение, вербальная и невербальная информация и цифровые шкалы оценки боли (если их используют) (табл. 15-1).

Если поставленные цели выполнены, проблема пациента решена, сестринский персонал должен сделать соответствующую запись в истории болезни, поставить дату решения проблемы и свою подпись.

Иногда решающую роль на этапе оценки играет мнение пациента о проведённых действиях.

Источники оценки

Источником оценки выступает не только пациент. Сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении и уходе за пациентом.

Оценку эффективности всего ухода проводят при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ либо в патологоанатомическое отделение в случае летального исхода.

При необходимости план сестринских мероприятий пересматривают или прерывают.

Когда цель частично или полностью не достигнута, следует проанализировать причины неудачи, среди которых могут быть:

— отсутствие психологического контакта между персоналом и пациентом; — языковые проблемы в общении с пациентом и родственниками; — неполная или неточная информация, собранная на момент поступления пациента в стационар или позже; — ошибочная трактовка проблем; — нереальные цели; — неверные пути достижения целей, отсутствие достаточного опыта и профессионализма в выполнении конкретных действий по уходу; — недостаточное или чрезмерное участие самого пациента и родственников в процессе ухода;

— нежелание при необходимости просить о помощи коллег.

Действия сестринского персонала при отсутствии эффекта ухода

В случае отсутствия эффекта сестринский процесс начинают заново всё в той же последовательности.

Оценка позволяет персоналу не только выяснить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности.

Оформление выписного эпикриза

При окончании времени пребывания пациента в стационаре, краткосрочные цели ухода часто уже достигнуты. При подготовке к выписке оформляют выписной эпикриз, пациента передают под наблюдение участковой медсестре, которая продолжит уход по решению долгосрочных целей, связанных с реабилитацией и профилактикой рецидивов.

Эпикриз предусматривает отражение всего ухода, полученного пациентом в ЛПУ. В нём фиксируют: — проблемы, присутствующие у пациента на день поступления; — проблемы, появившиеся во время пребывания в отделении; — реакции пациента на предоставленный уход; — проблемы, оставшиеся при выписке; — мнение пациента о качестве оказанной помощи.

Сестринский персонал, который продолжит уход за пациентом после выписки, вправе для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям пересмотреть запланированные мероприятия.

Образец заполнения эпикриза представлен в СИБ в конце главы. Правила оформления выписного эпикриза в карте сестринского наблюдения за пациенткой Кориковой Е.В.

приведены в СИБ в конце раздела.

Таблица.  Примеры проблем и критериев оценки достижения цели

Таблица. Сравнение цели и реакции пациента на предоставленный уход

Таблица. Пример действий медсестры, если цель ухода не достигнута

Есть ли будущее у сестринского процесса?

Проблемы, которые решает медицинский работник, оказывая помощь пациентам, сами по себе чреваты напряженностью, мучениями и переживаниями.

Если добавить к этому ошибки, промахи, человеческие слабости, испытания, которым подвергает повседневная жизнь, то станет понятна перегруженность медицинских работников, их напряжённый ритм жизни, иногда не выдерживание нагрузки.

Избежать этого позволяет хорошая организация работы, возможная во многом благодаря введению современной технологии сестринского дела — сестринскому процессу. Многие думают, что сестринский процесс — это формализм, «лишние бумаги», на заполнение которых нет времени.

Но дело в том, что за этим стоит пациент, которому в правовом государстве должна быть гарантирована эффективная, качественная и безопасная медицинская помощь, в том числе и сестринская. Медицинская сестра — равноправный член медицинской бригады, необходимый и великому хирургу, и гениальному терапевту.

В ряде ЛПУ, пытающихся совершенствовать технологии сестринского дела, отмечены и понимание, и поддержка со стороны врачей, а без этого нововведения невозможны. В учреждениях практического здравоохранения стали вести «Карты сестринского наблюдения за пациентом». Эти примеры показывают, что заводят её не на каждого, чаще гериатрического, обречённого, тяжёлого пациента.

На практике она компактна, рассчитана на профессионала и не так объёмна по сравнению с тем примером, который вы видели в данном пособии. Форма ведения такого документа произвольная: карта и не может быть стандартной. Ценность её заключена в отражении работы данного коллектива медицинских сестер, учитывая его особенности и специфику пациентов.

Фиксирование каждого действия сестры по уходу за конкретным пациентом в карте сестринского наблюдения даёт возможность определить объём и качество оказанной помощи, сравнить проведённый уход со стандартами, обвинить или оправдать сестру при необходимости.

Отсутствие такого документа, показывающего участие сестринского персонала в процессе ведения конкретного пациента, в практическом здравоохранении сводит на нет его ответственность за свои действия.

Представители ЛПУ, в которых введена экспериментальная «Карта сестринского наблюдения за пациентом», говорят, что это шанс улучшить качество сестринской помощи, оценить участие и показать «своё лицо»в лечебном процессе, решить ряд проблем (прежде всего в пользу сестры и пациента). Здоровье — большой труд. Болезнь — всегда большое и трудное «приключение». Следить за её развитием, основательно изучать проблемы больного, с радостью решать сложные задачи в ходе лечения — важнейшие цели труда медицинской сестры. Внедрения в практику работы медицинских учреждений новых сестринских технологий, предусматривающих творческий подход, способно обеспечить дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки, оказать действенное влияние на качество медицинской помощи, поднять значимость и престиж профессии в системе здравоохранения.


Выводы

— Пятый, заключительный этап сестринского процесса, — оценка эффективности ухода и коррекция его при необходимости. — Источником оценки выступает не только пациент, сестринский персонал учитывает мнение родственников, соседей по палате, всех членов бригады, участвующих в лечении больного и уходе за ним. — В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова или поведение пациента, данные объективного исследования, информация, полученная от соседей по палате или родственников. Поведение пациента — один из основных критериев оценки ухода. — Оценка позволяет сестринскому персоналу не только оценить реакцию пациента на предоставленный уход, а также выявить сильные и слабые стороны своей профессиональной деятельности. — Оценку эффективности всего ухода проводит сестринский персонал при выписке пациента, переводе его в другое ЛПУ, либо патологоанатомическое отделение при летальном исходе. Информация, полученная на момент окончательной оценки, должна быть проанализирована и зафиксирована в выписном эпикризе сестринской истории болезни. Здесь отмечают не только объём предоставленной сестринской помощи и реакцию пациента на уход, но и проблемы, требующие решения после выписки пациента из ЛПУ. — Сестринский персонал, продолжающий уход после выписки, вправе пересмотреть запланированные мероприятия для скорейшей адаптации пациента к домашним условиям.

— Ведение «Карты сестринского наблюдения за пациентом» в практическом здравоохранении — шанс улучшить качество сестринской помощи и оценить роль сестринского персонала в лечении пациентов.

Основы сестринского дела : учебник. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. Островская И.В., Широкова Н.В

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/etapi-sestrinskogo-protsessa/pyatiy-etap-sestrinskogo-protsessa

Читать онлайн Шпаргалка по основам сестринского дела страница 5. Большая и бесплатная библиотека

Роль пациента при планировании сестринской помощи

В настоящее время сестринский процесс является сердцевиной сестринского образования и создает теоретическую научную базу сестринской помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем в целях выполнение плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

Сестринский процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей сестринского дела.

Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма.

Достижение цели сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:

1) создания базы информационных данных о пациенте;

2) определения потребностей пациента в сестринском уходе;

3) обозначения приоритетов в сестринском обслуживании, их первоочередности;

4) составления плана ухода, мобилизации необходимых ресурсов и реализации плана, т. е. оказания сестринской помощи прямо и косвенно;

5) оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения индивидуализировать и систематизировать уход. Конкретно он подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода.

Сестринский процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медицинской сестры.

14. Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и содержание каждого этапа

I этап – сестринское обследование или оценка ситуации для определения потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов.

II этап – сестринское диагностирование, определение проблем пациента или сестринских диагнозов. Сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медсестры.

III этап – планирование необходимой помощи пациенту.

Под планированием надо понимать процесс формирования целей (т. е. желаемых результатов ухода) и сестринских вмешательств, необходимых для достижения этих целей.

IV этап – реализация (осуществление плана сестринского вмешательства (ухода)).

V этап – оценка результатов (итоговая оценка сестринского ухода). Оценка эффективности предоставленного ухода и его коррекция в случае необходимости.

Документация сестринского процесса осуществляется в сестринской карте наблюдения за состоянием здоровья пациента, составной частью которой является план сестринского ухода.

15. Принципы ведения документации

1) четкость в выборе слов и в самих записях;

2) краткое и недвусмысленное изложение информации;

3) охват всей основной информации;

4) использование только общепринятых сокращений.

Каждой записи должны предшествовать дата и время, а в конце записи стоять подпись сестры, составляющей отчет.

Рекомендации по ведению документации

1. Описывайте проблемы пациента его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а ему лучше понять план ухода.

2. Называйте целями то, чего хотите добиться вместе с пациентом. Умейте сформулировать цели, например: у пациента будут отсутствовать (или уменьшатся) неприятные симптомы (укажите, какие), далее укажите срок, за который, по вашему мнению, произойдет изменение в состоянии здоровья.

3. Составляйте индивидуальные планы ухода за пациентом, опираясь на стандартные планы ухода. Это сократит время написания плана и определит научный подход к сестринскому планированию.

4. Храните план ухода в удобном для вас, пациента и всех, кто участвует в сестринском процессе месте, и тогда любой член бригады (смены) сможет им воспользоваться.

5. Отмечайте срок (дату, срок, минуты) реализации плана, укажите, что помощь была оказана в соответствии с планом (не дублируйте записи, экономьте время). Поставьте подпись в конкретном разделе плана и внесите туда дополнительную информацию, которая не была запланирована, но потребовалась. Проведите коррекцию плана.

6. Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самопомощью или, например, с учетом водного баланса суточного диуреза.

7. Обучите всех участвующих в уходе (родственников, вспомогательный персонал) выполнять определенные элементы ухода и регистрировать их.

Период внедрения сестринского процесса достаточно долгий, поэтому могут возникнуть следующие проблемы, связанные с документацией:

1) невозможность отказа от старых методов ведения документации;

2) дублирование документации;

3) план ухода не должен отвлекать от главного – «оказания помощи». Чтобы этого не было, важно рассматривать документацию как естественное развитие непрерывности помощи;

4) документация отражает идеологию своих разработчиков и зависит от модели сестринского дела, поэтому может изменяться.

16. Методы сестринских вмешательств

Сестринская помощь планируется на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания.

Методы сестринских вмешательств могут являться и способами удовлетворения потребностей.

Предлагается использовать следующие методы:

1) оказание доврачебной помощи;

2) выполнение врачебных назначений;

3) создание комфортных условий для пациента с целью удовлетворения его основных потребностей;

4) оказание психологической поддержки и помощи пациенту и его семье;

5) выполнение технических манипуляций, процедур;

6) осуществление мероприятий по профилактике осложнений и укреплению здоровья;

7) организация обучения проведения бесед и консультирования пациента и членов его семьи. Планирование необходимого ухода осуществляется на основании классификатора сестринских действий согласно МКСП (международному классификатору сестринской практики).

Различают три типа сестринских вмешательств:

1) зависимые;

2) независимые;

3) взаимозависимые действия.

Рекомендации медицинской сестре по ведению сестринского процесса:

1) получите четкое представление о пациенте до начала планирования ухода;

2) попытайтесь определить, что нормально для пациента, как он видит свое нормальное состояние здоровья и какую помощь может себе оказать сам;

3) определите неудовлетворенные потребности пациента в уходе;

4) установите эффективное общение с пациентом и привлеките его к сотрудничеству;

5) обсудите с пациентом потребности в уходе и ожидаемые результаты в уходе;

6) определите степень независимости пациента в уходе (независим, частично зависим, полностью зависим, с помощью кого);

7) проявите заботу и внимание к пациенту;

8) выявите проблемы пациента или поставьте сестринские диагнозы. Помните, что сестринский диагноз – это состояние здоровья пациента (нынешнее и потенциальное), установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры;

9) планируйте сестринскую помощь на основе нарушения удовлетворения потребностей пациента, а не на основе медицинского диагноза, т. е. заболевания;

10) заполните документацию с целью ее использования в качестве основы для сравнения в дальнейшем;

11) не допускайте возникновения новых проблем у пациента.

17. Основные потребности человека

Основные потребности человека по А. Маслоу.

Потребность – это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни. Американский психофизиолог А. Маслоу, русского происхождения, в 1956 г. выделил 14 основных потребностей человека: 1) дышать;

2) есть;

3) пить;

4) выделять;

5) спать, отдыхать;

6) быть чистым;

7) одеваться, раздеваться;

8) поддерживать температуру тела;

9) быть здоровым;

10) избегать опасности;

11) двигаться;

12) общаться;

13) иметь жизненные ценности, материальные и духовные;

14) играть, учиться, работать.

Сестринская теория потребностей человека

Эта теория пользуется популярностью во всем мире и лежит в основе сестринской диагностики. Она имеет характеристики каждой потребности и методики оценки уровня их удовлетворения. Потребности рассматриваются в четырех аспектах:

1) человек;

2) общество (окружающая среда);

3) сестринское дело;

4) здоровье.

Потребности разделены на три класса:

1) потребности выживания;

2) потребности близости;

3) потребности свободы.

Потребностно-информационная теория

Источник: https://dom-knig.com/read_224488-5

Описание сестринского процесса при гипертонии

Роль пациента при планировании сестринской помощи

Гипертония — это патология сердечно-сосудистой системы. Давление при заболевании значительно превышает норму, и понижается только после приема сильных медикаментов. Правильное лечение в домашних условиях зависит от выполнения рекомендаций врача, а в условиях стационара — от грамотной сестринской помощи.

Причины и лечение гипертонии

К основным причинам возникновения заболевания относят:

  • Черепно-мозговые травмы,
  • Курение и употребление алкоголя в больших дозах,
  • Употребление наркотиков,
  • Патологию почек,
  • Гиподинамию,
  • Неправильное питание,
  • Злоупотребление солью и фастфудом,
  • Болезни сердца и сосудов,
  • Наследственность.

Статистика показывает, что во время климакса у женщин особенно часто наблюдается развитие гипертонической болезни.

Опасность же ее в повышенном риске развития гипертонического криза — резкого и значительного повышения АД. Он может привести к инсульту, инфаркту, потере памяти, коме и даже летальному исходу.

Приближение криза можно определить по:

  • Внезапной и сильной головной боли,
  • Головокружению, сопровождающемуся тошнотой и приступами рвоты,
  • Появлению синдрома оглушения сознания,
  • Нарушению речи, координации движения,
  • Судорогам,
  • Нарушению ритма сердечных сокращений, отдышке.

По данным всемирной организации здравоохранения показателем повышенного АД является уровень 140/90 мм.рт.ст. и выше.

При постановке диагноза возраст больного во внимание не принимается: в одинаковой форме гипертонией болеют и взрослые, и дети. ВОЗ выделяет три фазы ГБ, от которых зависит лечение. Начальная фаза признана обратимой.

Повышение уровня кровяного давления связано с наличием неблагоприятных факторов. Устранив их, можно добиться положительной динамики и выздоровления. Вторая фаза требует приема медикаментов для понижения АД.

Течение болезни сопровождается гипертоническими кризами, развитием патологий внутренних органов. Третья фаза называется еще склеротической. Для нее характерно стойкое повышенное АД.

Когда кровяное давление до критического уровня повышено возможны осложнения: нарушение мозгового кровообращения, сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, почечная и легочная недостаточность, кратковременная или полная потеря зрения, памяти.

Лечение гипертонии направлено на стабилизацию давления, а для достижения результата применяют:

  • Антигипертензивные лекарства,
  • Массаж, иглоукалывание, физиотерапию, лечебную физкультуру,
  • Фитотерапию.

Осложнения гипертонической болезни

Если соблюдать рекомендации врача и вести здоровый образ жизни, то симптомы гипертонии минимизируются. Но она может закончиться летально при отсутствии постоянной терапии и самостоятельном лечении, отказе от предписаний врача, нарушении режима. К смертельно опасным осложнениям гипертонической болезни относят:

  • Ишемию сердца,
  • Отеки зрительного нерва,
  • Инсульт,
  • Инфаркт миокарда,
  • Сердечную астму,
  • Поражение почек,
  • Систолическую дисфункцию левого сердечного желудочка.

В сочетании с сахарным диабетом или другим заболеванием, разрушающим нейроны, ГБ приводит к развитию хронической почечной недостаточности. Опасность ее в том, что органы перестают выводить токсины из крови. Летальный исход неизбежен при поражении более 90% почек.

Если же почки утратили свои функции на 70% и менее, то у человека с артериальной гипертензией диагностируется почечная гипертония. Отличается она наличием постоянного высокого уровня диастолического давления и систолического.

В этом случае лечение фокусируется на оздоровлении почек и стабилизацию АД.

Задачи сестринского ухода в лечении ГБ

В сестринском уходе нуждаются пациенты с острой формой заболевания, а также те, кто восстанавливается после гипертонического криза. Обычно помощь оказывается при стационарном лечении, но в частном порядке медсестра может приходить и к амбулаторному больному. Правильно организованный сестринский процесс при артериальной гипертонии нужен для:

  • Проведения медицинских и профилактических процедур,
  • Помощи больным гипертонической болезнью в организации бытовых условий в палате,
  • Наблюдения за самочувствием и оказания необходимой медицинской помощи,
  • Выявления характерных признаков заболевания,
  • Выяснения причин его возникновения и факторов, способствующих повышению кровяного давления.

Важность сестринской помощи при гипертонии изучается в медицинских институтах и колледжах, а чтобы оказание помощи было максимально эффективным — составляется специальный план.

Планирование сестринского ухода за больными включает в себя 4 стадии сестринского процесса, и основывается на стандартах сестринской практики. Он рассчитан на работу в сложившейся ситуации, а не с конкретным пациентом. А его цель — получение положительного результата от сестринских вмешательств в решение каждой проблемы больного.

Первая стадия сестринского процесса

На данном этапе важно правильно составить анамнез, который будет включать следующие сведения:

  • Условия работы, характер человека, его образ жизни,
  • Отношения с родными и коллегами,
  • Наличие гипертонии у родственников,
  • Режим и рацион питания,
  • Подверженность вредным привычкам,
  • Название и периодичность приема лекарств,
  • Преобладающий уровень эмоциональной усталости и физического напряжения,
  • Перенесенные ранее, текущие и хронические заболевания,
  • Жалобы пациента.

Жалобы больного зависят от стадии болезни, возраста и пола, а также многих других факторов.

Самые частые из них:

  • Регулярная головная боль, головокружения, шум в ушах,
  • Потеря ориентации,
  • Быстрая утомляемость,
  • Снижение работоспособности,
  • Вспыльчивость,
  • Плаксивость,
  • Бессонница, реже — постоянная сонливость,
  • Проблемы с памятью,
  • Перебои в работе сердца,
  • Отдышка даже при незначительной нагрузке,
  • Ухудшение зрения,
  • Частое онемение пальцев.

В ходе разговора рекомендуется выяснить ожидаемый результат от ухода и лечения, и выявить опасения пациента.

У женщин дополнительно выясняется наличие гинекологических заболеваний: этот фактор необязательно приводит к повышению давления крови.

Но исключить влияние этих проблем у пациентки можно только в ходе диагностики. Далее следует осмотр, оценка цвета и состояния кожи, наличие или отсутствие цианоза.

Обязанности медсестры на первом этапе

Роль медсестры не ограничивается только осмотром и беседами. Независимые виды сестринских вмешательств включают работу и с пациентом, и с его семьей.

Проводится разъяснительная работа о необходимости здорового питания и правильного образа жизни.

Даются рекомендации об изменении условий и взаимоотношений на работе и дома, о необходимости соблюдении режима отдыха и нормального сна. В обязанности также входит:

  1. Обеспечение нормального отдыха, проветривание палаты и предотвращение любых попыток нарушения сна, отвлекать пациента от просмотра телепередач и фильмов,
  2. Обучение несложным способам релаксации,
  3. Информирование пациента о действии препаратов, назначенных врачом, и необходимости четкого соблюдения времени приема препаратов, дозах и их сочетании с приемом пищи,
  4. Разъяснение причин потенциальных осложнений,
  5. Контроль передаваемых родственниками продуктов,
  6. Проведение разъяснительных бесед о вреде для здоровья лишнего веса, вредных привычек, малоподвижного образа жизни,
  7. Обучение пациента или его родственников измерять пульс и давление, распознавать первичные симптомы гипертонического криза, оказанию первой помощи.

Второй этап сестринского процесса

Медсестра обязана выявить реальные и потенциальные проблемы больного, которые определяются индивидуальными особенностями патогенеза болезни. В обязанности медсестры входит и диагностика по всем жалобам пациента.

При гипертоническом заболевании диагностика выявления симптомов строится на анализе жалоб больного, которые могут иметь физиологическую или психологическую основу.

Используют их для проведения адекватной доврачебной диагностики:

  • Быстрое утомление, кровотечение из носа и понижение работоспособности являются первыми симптомами АГ,
  • Нарушение ночного сна вызывает дисфункция состояния центральной нервной системы под воздействием гипертонии,
  • Одышка провоцируется отеком легких,
  • Повышенная тревожность связана с неосведомленностью, незнанием о наличии заболевании, неумением оказать себе правильную помощь.

Все проблемы пациента делятся на две группы: настоящие и потенциальный. К первой группе относят проблемы со сном, головные боли, раздражительность и частые перемены настроения, недостаточный отдых, неправильное питание. А к потенциальным проблемам — риск развития гипертонического криза, риск осложнений (нарушение работы сосудистой и дыхательной систем), инфарктов, инсультов, комы.

Медицинская сестра должна знать все симптомы гипертонического криза, оказывать первую помощь больному.

Чаще всего при кризе применяются: Лазикс, Верапамил, Нитроглицерин, Лабеталол, Фуросемид, Клофелин. Основной целью лечения или купирования криза является медленное и стабильное понижение АД, нормализация почечного кровообращения и кровообращения в головном мозге.

Третий этап сестринского процесса

Для подтверждения диагноза АГ лечащий врач назначает диагностические исследования. К ним относят сдачу мочи и крови, рентген легких, УЗИ сердца и почек, ЭКГ, осмотр у окулиста. Медицинская сестра обязана разъяснить пациенту правила сдачи всех анализов, и подготовить больного к процедурам. Правила подготовки:

  • Накануне не разрешается менять привычный для больного рацион,
  • Запрещается давать пациенту мочегонные препараты и новые лекарства,
  • Запрещается давать пациенту крепкие напитки (чай, кофе), алкоголь, острую или жирную пищу.
  • В процессе лечения медсестры контролируют своевременность приема пищи и лекарств, проводят необходимые медицинские и гигиенические процедуры.

При лечебной терапии сестринский процесс заключается в создании благоприятных условий и в разработке задач на день, неделю, курс лечения. При гипертонии этот процесс включает в себя следующие данные:

  • Дату обращения пациента,
  • Проблему,
  • Ожидаемый результат,
  • Перечень медицинских процедур,
  • Реакцию пациента на оказываемую помощь,
  • Дату реализации цели.

Медицинская сестра обязана в срок выполнить задания, и корректировать их при изменении состояния больного.

При определении постельного режима для гипертоника рядом с больным должны постоянно находиться либо родственники, либо медсестры. Они помогают ему в обеспечении физиологических потребностей в лежачем положении. Если прописан палатный или полупостельный режим, то больному разрешено посещать туалет, умываться и есть сидя.

Чаще всего гипертоникам назначают диету №10, которая основана на:

  • Небольшой калорийности пищи,
  • Употреблении только растительных жиров,
  • Регулировании выпиваемой в день воды (до 1,5 л),
  • Регулировании дневной порции соли (до 2 г),
  • Приеме продуктов, содержащих магний и калий в больших количествах,
  • Употреблении морской рыбы и морепродуктов.

Четвертый этап сестринского процесса

Этот этап включает в себя медикаментозное лечение. Лекарства назначает лечащий врач исходя из:

  • Наличия первичной или вторичной гипертонии,
  • Стадии болезни,
  • Симптоматики.

Сестринские обязанности заключаются в объяснении особенностей препаратов и побочных явлений. Гипертонику рекомендуется контролировать уровень АД и вести дневник измерения давления. При выписке из стационара для определения рекомендаций по корректировке образа жизни учитываются результаты всего сестринского процесса.

Врач анализирует следующие моменты:

  • Наличие прогресса в состоянии больного после проведенного курса лечения,
  • Совпадение фактического результата с ожидаемым,
  • Эффективность сестринского участия.

Пациенту составляют памятку со следующими данными:

  • Время следующего визита,
  • Необходимые исследования и анализы, которые нужно пройти до приема,
  • Перечень действий при возникновении осложнений.

Во время каждого посещения оценивается динамика показателей АД, течение болезни, проявление сопутствующих заболеваний. На основе полученных данных делаются выводы о продолжении лечения.

Пациенту могут назначить водолечение или физиотерапию, физкультуру или санаторное лечение. Все эти дополнительные меры приводят к укреплению мышечной ткани, улучшению обмена веществ и деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной системы.

Они же улучшают настроение и положительно влияют на состояние нервной системы.

Описание сестринского процесса при гипертонии Ссылка на основную публикацию

Источник: https://VenLife.ru/arterii-i-veny/gipertoniya/sestrinskij-process-uhod-pri-gipertonicheskoj-bolezni-rol-medsestry.html

Определение проблемы пациента в сестринском процессе

Роль пациента при планировании сестринской помощи

Призванием медсестры является оказание отдельному человеку помощи по всем вопросам, которые касаются его здоровья или восстановления здоровья, а также наступления безболезненного летального исхода.

Деятельность специалиста должна быть направлена на то, чтобы научить человека справляться без какой-либо помощи посторонних, дать ему полную информацию, чтобы он скорее смог стать самостоятельным. В сестринском деле существует особая технология, именуемая сестринским процессом.

Она направлена на улучшение качества жизни пациентов при помощи решения трудностей, которые у них возникают. Сегодня мы поговорим о том, как определяются и решаются проблемы пациента в сестринском процессе.

Цели сестринского процесса

Медицинская сестра должна гарантировать приемлемое качество жизни пациента в зависимости от того, в каком он находится состоянии. Проблема пациента должна быть предупреждена, облегчена и сведена к минимуму.

Если у человека имеется травма или определенное заболевание, медсестра обязана помочь ему и его семье адаптироваться к новым условиям жизни.

Независимость и самостоятельность пациента должны быть достигнуты и поддержаны, его основные потребности нужно удовлетворить или обеспечить спокойную смерть.

Сестринский процесс протекает пошагово. На первом этапе происходит обследование пациента. Затем – установление проблемы пациента (диагноз сестринский). После этого происходит планировка сестринского ухода за больным, осуществление планов по решению трудностей пациента и оценка результативности с последующей коррекцией. Сегодня мы рассмотрим второй этап сестринского процесса.

Сестринское диагностирование

Для установления трудностей пациента разрабатывается индивидуальный план ухода, для того чтобы больной и его семья смогли приспособиться к изменениям, которые возникли из-за проблем со здоровьем. Медсестра сначала должна выяснить потребности больного, удовлетворить которые он сам не может, что ведет к образованию трудностей.

Медицинская сестра проводит сестринское диагностирование состояния больного. При этом выясняются проблемы пациента. Здесь происходит формирование медицинского суждения, где описывается форма ответной реакции больного на свою болезнь и состояние с указанием причины данной реакции.

В этом случае многое зависит от вида заболевания, изменений внешней среды, проведения медицинских процедур, жизненных условий больного, а также от его личных обстоятельств.

Виды проблем пациента

При сестринском процессе берется во внимание не болезнь, а реакции больного на свое состояние и заболевание. Подобные реакции могут быть нескольких видов:

  1. Физиологические. Они характеризуются процессами, происходящими в организме пациента. Это может быть, например, задержка стула.
  2. Психологические. Такие реакции обуславливаются беспокойством, которое вызывает заболевание, и недостаточная информированность о нем, а также преуменьшение тяжести болезни.
  3. Духовные реакции могут проявляться в желании ухода из жизни при неизлечимом недуге, в разногласиях с семьей, что возникают из-за болезни, выборе жизненных ценностей и так далее. Поэтому важно правильно выявить проблемы пациента и родственников при уходе за тяжелобольным пациентом.
  4. Социальные. Они характеризуются желанием изолироваться при наличии смертельного инфекционного заболевания.

Медсестра не всегда имеет возможность решить все вышеперечисленные трудности. Поэтому на практике их принято подразделять на психосоциальные и физиологические.

Существующие и потенциальные проблемы больного

Все проблемы пациента и родственников в первые часы пребывания в больнице принято разделять на существующие, те которые имеются в настоящее время, и потенциальные, представленные в виде дальнейших осложнений, предотвратить которые можно при правильно спланированном сестринском процессе. Практически всегда у пациента наблюдается несколько видов трудностей, поэтому все они делятся на приоритетные и второстепенные. К приоритетным проблемам относят:

  • экстренные состояния;
  • достаточно тягостные проблемы для больного;
  • проблемы, что могут привести к осложнениям;
  • трудности, от решения которых зависит позитивный результат лечения;
  • те, что ограничивают пациента в способности самостоятельно за собой ухаживать.

При сестринском диагностировании необходимо брать во внимание все трудности больного, которые могут быть решены или скорректированы медперсоналом. Их распределяют по весомости и переходят к решению, начиная с самых важных.

Расставляя приоритеты среди проблем пациента и родственников в первые часы в стационаре, можно использовать пирамиду потребностей по А. Маслоу.

Эта методика позволяет выделить первостепенные потребности, промежуточные и второстепенные.

Принципы сестринского диагностирования

Чтобы анализ был полезным и целенаправленным, необходимо соблюдать следующие принципы:

  1. Выявление потребностей, которые больной не может удовлетворить самостоятельно.
  2. Определение факторов, которые вызывают заболевание.
  3. Выявление сильных и слабых качеств пациента, которые способствуют либо развитию, либо предупреждению появления трудностей.
  4. Спрогнозировать дальнейшие возможности больного, их расширение или ограничение.

Трудности при постановке сестринского диагноза

Медицинской сестрой могут быть высказаны те трудности, разрешение которых не выходит за рамки ее полномочия. Чтобы понять точность обозначения проблемы пациента и правильную постановку сестринского диагноза, рекомендуется проверять следующее:

  1. Имеет ли проблема связь с недостатком самообслуживания. Например, трудность дыхания в определенном положении больного связана с недостатком самообслуживания. Она может быть устранена медсестрой.
  2. Насколько поставленный диагноз понятен больному.
  3. Станет ли сестринский диагноз основой для планирования маневров медсестры. Вмешательство специалиста будет правильным, если он узнает причину, чкоторая вызывает определенное состояние пациента.
  4. Станет ли определенная ею трудность проблемой больного.
  5. Поставлена ли в диагнозе медицинской сестры только одна проблема больного. Необходимо выделять несколько диагнозов, а также учесть то, что больной не понимает, что его тревожит. Например, проблемы пациента при шигеллезе могут быть связаны не только с болезнью, но и с лечением, обстановкой в больнице, семейными отношениями и так далее.

Задачей диагностирования медсестрой является выявление всех имеющихся или предвидящихся трудностей больного на пути восстановления его хорошего состояния, определение наиболее тягостной проблемы в настоящее время, формирование диагноза и планирование мероприятий по уходу за пациентом.

сестринского процесса на втором этапе

Больной должен помогать медсестре правильно выделять главное при постановке проблемы пациента. Все несогласованности могут исчезнуть путем обсуждения вопросов сестрой и больным. Если имеются серьезные психологические и эмоциональные трудности, медицинский работник берет ответственность на себя при выборе первоочередных диагнозов.

Когда больной только что поступил в больницу или он имеет неустойчивое состояние, проблемы пациента и родственников в стационаре сразу не определяются, это делается только после изучения всей информации, так как выводы, сделанные раньше срока, провоцируют постановку неправильного диагноза и плохой сестринский уход.

Часто бывают случаи, когда проблему больного установить невозможно. В этом случае проводится обычная констатация симптомов. В других случаях болезнь вызвана неблагоприятными жизненными ситуациями. Тогда медсестрой подробно выясняются все эти обстоятельства.

В этом случае она будет иметь возможность максимально помочь пациенту преодолеть негативные последствия.

Итоги

На втором этапе сестринского процесса происходит анализ данных, которые были получены на первом этапе при обследовании пациента.

Здесь медперсонал должен выявить, например, проблемы пациента и родственников в разные периоды лихорадки, и сформулировать точные диагнозы, которые препятствуют достижению позитивного состояния больного, а также те, что может решить медицинская сестра.

Нужно иметь в виду, что трудность пациента может быть связана не только с болезнью, но и с методами лечения, окружающей обстановкой, отношениями с родственниками и так далее. Сестринские диагнозы могут изменяться не только каждый день, но и на протяжении дня.

Нужно помнить о том, что они отличаются от диагнозов врачебных. Врач ставит диагноз и назначает лечение, а медсестра содействует больному в том, чтобы он мог приспособиться и жить с заболеванием.

Один недуг человека может вызывать у него большое количество трудностей, поэтому диагнозов медицинской сестры может быть некоторое количество.

Важно не забывать, что если не имеется неотложных физических расстройств, опасность для жизни больного может оказывать неудовлетворение его психосоциальных потребностей.

Расстанавливая приоритеты при постановке диагноза, медицинская сестра имеет право привлекать родственников больного. При этом она должна указывать причины, что привели к появлению проблем, а также направлять свои действия на их устранение. Все сестринские диагнозы фиксируются в плане сестринского ухода (СИБ).

Источник: https://FB.ru/article/336279/opredelenie-problemyi-patsienta-v-sestrinskom-protsesse

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.