Звуковая дыхательная гимнастика
Звуковая гимнастика: упражнения
- Home
- Лекарства
- Другие
- Звуковая дыхательная гимнастика
Помимо медикаментозного лечения и физиотерапии, при заболеваниях дыхательной системы, которые сопровождаются бронхоспазмом, часто рекомендуют звуковую гимнастику. Ее применяют, чтобы ускорить выздоровление и избежать осложнений. В видах звуковых упражнений, а также особенностях их проведения, будем разбираться в данном материале.
Польза упражнений
Звуковая гимнастика представляет собой ряд упражнений, которые заключаются в произношении определенным образом конкретных звуков. Это вызывает в ых связках вибрирование, которое переходит постепенно в дыхательные органы и в грудную клетку.
Целью звуковой зарядки является:
- Снятие спазмов бронхов.
- Приобретение навыков правильного дыхания.
- Улучшение отхождения мокроты.
- Расслабление мускулатуры бронхов.
- Нормализация микроциркуляции в области альвеол легких.
- Стимуляция работы диафрагмы.
- Улучшение настроения.
- Нормализация вентиляции альвеол.
- Восстановление дыхания, привычного для человека.
Часто совмещается дыхательная гимнастика и звуковая, в комплексе они будут более эффективны.
Показания и противопоказания
Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.
Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:
- Хроническая обструктивная болезнь легких.
- Бронхиальная астма.
- Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
- Экспираторная одышка.
Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.
Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.
Общие правила проведения
Для того чтобы достичь максимального эффекта в занятиях, следует придерживаться основных указаний:
- Упражнения должны проводиться с правильным дыханием. Вдох делать нужно через нос, он должен длиться 1–2 секунды, пауза в 1 секунду и выдох ртом, длительностью 2–4 секунды. Затем опять сделать паузу на 4–6 секунд. При этом следует придерживаться правила, что выдох обязан быть в 2 раза длиннее вдоха.
- Произношение звуков зависит напрямую от цели тренировки и заболевания. Так, например, в случае астматического бронхита, звуки должны быть громкими и резкими. Если вы болеете хроническим бронхитом, звуковой ряд произносится медленно и тихо, почти шепотом.
- Для проведения гимнастических упражнений нужно выбрать помещение, которое хорошо проветривается, чтобы легкие наполнялись кислородом. Лучше всего будет выбрать место для тренировок на свежем воздухе.
- Звуковые упражнения проводить следует за пару часов до или после приема пищи. Лучше придерживаться указанного промежутка времени.
Длительность тренировок зависит от самочувствия человека и от того, насколько легко ему далось предыдущее занятие.
После проведения гимнастики больной должен ощущать облегчение и улучшение самочувствия, а ни в коем случае не утомление.
Звуковые упражнения
Лучше всего проводить гимнастику сидя, положив руки на колени и наклонившись чуть вперед. Не спешите, придерживайтесь своего ритма, помните о правильном дыхании во время проведения упражнений:
- Звук «а». Его произношение способствует улучшению вентиляционной функции легких, эффективной работе дыхательных мышц.
- Звук «у». Имеет успокоительный эффект, приводит к расслаблению.
- Медленное произношение шепотом звуков «а», «о», «у», «е» и коротких слов «сух» и «глух» действует успокаивающе на верхние дыхательные пути, способствует очищению ых связок.
- При сочетании «кч», «дг», «бп», «кг» улучшается выведение мокроты, мышцы горла расслабляются.
- Жужжащие звуки «ж» и «з» и рычащие «р», в случае громкого произношения дают эффект вибрационного массажа, расслабляя при этом, бронхиальные мышцы.
- Для малыша можно предложить сымитировать звуками жука «ж-ж-ж», паровозик «чух-чух», комарика «пи-и» и самолет «у-у-у».
- Употребление в гимнастике шипящих и свистящих «с», «ф», «ц», «ч», «ш» ускоряет удаление воздуха из легких, а это предупреждает эмфизему. Лучше при этом вдох делать носом, а выдох ртом, втягивая живот.
- Для детей постарше и взрослых нужно проводить обязательное упражнение «пф-ф-ф» 1 раз. Его особенность заключается в том, что сочетание этих звуков произносится с плотно сжатыми губами. Это считается очистительным упражнением. После проведения выдержите паузу, сделайте вдох и опять паузу. Если упражнение выполняет ребенок, взрослому можно во время упражнения стать сзади, и передвигать ладони с поясницы вверх по бокам, остановиться на середине боков малыша, когда закончится выдох. Это делается для облегчения дыхания.
- Дальше произносят звук «м-м-м» на выдохе, он должен быть протяжным, волнообразным и расслабленным. Это упражнение делают 5–7 раз.
- Полезными для снятия бронхоспазма будут сочетание звуков «жжрух», «зрухх», «брухх» и «пррух».
Каждая тренировка может увеличиваться на два новых упражнения. Оптимально проводить занятие 5 минут с последующим увеличением к 7–10 минутам. Максимум 2 повторения в день. Если ребенок после звуковой гимнастики жалуется на одышку, необходимо сделать легкий массаж нижней части груди, поверх одежды.
При правильном и регулярном выполнении упражнений, снятие бронхоспазма наступит быстрее и появится долгожданное улучшение.
Источник: http://elaxsir.ru/lekarstva/drugie-lekarstva/zvukovaya-gimnastika.html
Дыхательная гимнастика при бронхите
Для облегчения состояния человека при бронхите или продления периода ремиссии хронического заболевания наряду с медикаментозной терапией применяются и нелекарственные методы.
Дыхательная гимнастика при бронхите направлена на развитие дыхательной системы организма за счет восстановления свободного и экономичного дыхания.
Дыхательная гимнастика при бронхите направлена на развитие дыхательной системы организма за счет восстановления свободного и экономичного дыхания.
Гимнастика
При хроническом бронхите заниматься дыхательной гимнастикой для оздоровления можно в период ремиссии или в легкой стадии острого заболевания.
Задачи дыхательной гимнастики при бронхите:
- снижение воспаления и отека бронхов;
- облегчение отхождения мокроты;
- улучшение газообмена;
- укрепление дыхательной мускулатуры;
- профилактика осложнений.
При хроническом бронхите заниматься дыхательной гимнастикой для оздоровления можно в период ремиссии или в легкой стадии острого заболевания.
При подготовке к занятиям важно соблюдать общие правила:
- начинать занятия надо с малой интенсивностью, постепенно увеличивая ее за счет большего количества повторений;
- перерывы между упражнениями сначала следует делать по 50-60 секунд, постепенно сокращая время;
- взрослому во время занятий нужно контролировать свое самочувствие и прекратить гимнастику, если чувствуется тошнота, головокружение, жар;
- во время выполнения упражнений ребенком взрослый должен следить за его состоянием и остановить занятие, если ребенок покраснел или побледнел.
Существуют различные методики гимнастики, которые можно комбинировать между собой.
Во время выполнения упражнений ребенком взрослый должен следить за его состоянием и остановить занятие, если ребенок покраснел или побледнел.
Дыхательная
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, основанный на балансе, глубине и частоте вдохов, выдохов и задержек дыхания.
Основы правильного дыхания строятся на взаимодействии его характеристик:
- частота и глубина;
- ритмичность;
- техника (грудное или диафрагмальное);
- направление (прохождение воздуха через рот или нос).
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, основанный на балансе, глубине и частоте вдохов, выдохов и задержек дыхания.
Дренажная
Дренажная гимнастика проводится в стадии разрешения бронхита, когда нужно помочь больному в отхождении мокроты, т. е. сделать его кашель продуктивным.
Особенностью дренажной гимнастики является затяжной форсированный выдох, позволяющий создать воздушный поток, который выталкивает мокроту.
Для улучшения откашливания и профилактики застойных процессов выполняют частую смену исходных положений и упражнения на разные группы мышц.
При бронхите наиболее эффективным дренажным упражнением является круговое движение руками в положении стоя или сидя.Дренажная гимнастика проводится в стадии разрешения бронхита, когда нужно помочь больному в отхождении мокроты, т. е. сделать его кашель продуктивным.
Звуковая
Звуковая гимнастика — это система дыхательных упражнений с произнесением согласных звуков и их сочетаний.
За счет вибрации ых связок расслабляется гладкая мускулатура бронхов, что способствует улучшению их проходимости.
Занятия проводятся в спокойном режиме и представляют собой носовые вдохи с активными выдохами.
Звуковая гимнастика вводится в комплекс реабилитации, когда пациент уже владеет другими приемами и уверенно контролирует дыхание.
Издавать звуки нужно в течение 5-10 секунд, постепенно увеличивая продолжительность произнесения до 30-60 секунд.
Исходное положение — сидя, руки на коленях. Темп умеренный.
Упражнения:
- Вдох — руки поднять. Выдох — медленно опустить руки, непрерывно «выдыхая» звук «ш-ш-ш», вернуться в исходное положение.
- Вдох — сидеть в исходном положении. Выдох — непрерывно произносить «ж-ж-ж».
- Руки вытянуть перед собой, соединив пальцы «в замок». Вдох — поднять руки, не разнимая пальцы. Выдох — медленно опустить руки, непрерывно произнося звук «пф-ф-ф», вернуться в исходное положение.
Все занятия проводятся в спокойном режиме.
Базовый комплекс дыхательной гимнастики для взрослых. Исходное положение — стоя:
- Встать прямо. Расслабиться. Сделать неглубокий поверхностный вдох в течение 2-3 секунд. Выдох должен длиться в 2 раза дольше, чем вдох.
- Зажать одну ноздрю и сделать вдох, выдохнуть воздух через другую ноздрю.
- Поверхностно дышать, начиная с 3 минут, доводя это время до 7 минут.
- Задержать дыхание и ходить по помещению в течение максимально возможного времени. Затем дышать нормально и после восстановления дыхания повторить.
Нужно делать не менее 3-4 подходов в день.
Для каждой возрастной категории разработаны наиболее эффективные методики дыхательной гимнастики, учитывающие особенности функционирования органов дыхания.
Для детей
У детей трахея и бронхи недостаточно широкие, поэтому ребенок не может глубоко дышать. Частота дыхания тем выше, чем младше ребенок.
Укрепление дыхания показано детям не только после бронхита, но и как профилактика дальнейших простуд.
Занятия с детьми могут проводиться 2 раза в день. В утреннее время они заменяют зарядку. Вечером — не позднее чем за 2 часа до сна.
Дыхательная гимнастика для детей может проводиться в форме игры.
При этом должны быть соблюдены общие правила:
- делать вдох через нос, а не через рот;
- не поднимать плечи;
- не надувать щеки.
Дыхательная гимнастика для детей может проводиться в форме игры.
Для пожилых
В пожилом возрасте уменьшается объем легких, кашель становится непродуктивным и затяжным, возникают дегенеративно-дистрофические изменения костей и мышц грудной клетки.Последствия бронхита при общем ослаблении стареющего организма могут быть излечены не до конца.
Поэтому физические упражнения на поддержание и укрепление дыхательной системы следует проводить с целью профилактики бронхита, а не только во время него.
В пожилом возрасте уменьшается объем легких, кашель становится непродуктивным и затяжным, возникают дегенеративно-дистрофические изменения костей и мышц грудной клетки.Особенностью упражнений в этом возрасте является их медленный темп и контроль ЧСС.
ЛФК
В комплекс лечебной физкультуры входят гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей и дозированная ходьба.
Для ЛФК характерно сочетание дыхательной гимнастики и общеукрепляющих упражнений в пропорции 2:1.
Занятия проводятся в умеренном или медленном темпе.
Количество повторений 4-6 раз.
Исходное положение — сидя. Пациент должен обеспечить диафрагмальное глубокое дыхание.
Упражнения:
- Вдох — развести руки в стороны. Они должны составить 1 линию. Выдох — ногу, согнутую в колене, подтянуть руками к животу.
- Вдох — отвести правую руку и ногу в сторону. Выдох — вернуться в исходное положение. Повторить с левой рукой и ногой.
- Вдох — подтянуть плечи вверх, повернуть голову в сторону. Выдох — вернуться в исходное положение.
- «Покачивания». Вдох — наклониться назад, стараясь свести лопатки. Можно придерживаться руками за край сиденья. Выдох — наклониться вперед. Вернуться в исходное положение.
Для ЛФК характерно сочетание дыхательной гимнастики и общеукрепляющих упражнений в пропорции 2:1.
В завершение проводится ходьба на месте со счетом. Вдох на счет 1, 2. Выдох на счет 3, 4, 5. Вслух считает инструктор. Если пациент занимается самостоятельно, счет ведется в уме, чтобы не сбить дыхание.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой при бронхите
А. Н. Стрельникова была педагогом по вокалу, но методика ее дыхательной гимнастики признана во многих странах как дающая действенный и продолжительный результат.
Дыхательная гимнастика основана на высокой частоте и активности дыхания.
Основные рекомендации:
- одновременность вдохов и движений;
- вдох должен быть активным, выдох — пассивным;
- вдох должен быть громче выдоха;
- общее количество вдохов и движений должно быть 2, 4, 8, 16, 32.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой при бронхите признана во многих странах как дающая действенный и продолжительный результат.
Комплекс состоит из 14 упражнений, но наиболее эффективными при бронхите считаются упражнения «Насос», «Обними плечи» и «Восьмерки».
Метод Бутейко
Комплекс дыхательных упражнений, предложенный врачом-физиологом К. П. Бутейко, направлен на устранение гипервентиляции и поддержание кислотно-щелочного равновесия крови.
Восстановление дыхательного гомеостаза по методу Бутейко приносит у больных с хроническим бронхитом результаты:
- восстановление носового дыхания;
- улучшение дренажной функции бронхов (отхождения мокроты);
- снижение частоты кашля.
Цель гимнастики по Бутейко — выработать привычку к поверхностному дыханию и научиться делать паузы между вдохами до 1 минуты.
Противопоказания
Существуют следующие противопоказания к выполнению комплекса упражнений на дыхание:
- острый период бронхита с высокой температурой;
- онкологические заболевания;
- перенесенные инфаркты и инсульты;
- гипертония;
- заболевания крови, кровотечения;
- заболевания сосудов, тромбозы;
- остеохондроз;
- нарушение зрения, отслойка сетчатки.
На время проведения курса гимнастики стоит отказаться от курения.
Источник: https://bronhitoff.ru/lechenje/fizioterapiya/dyhatelnaya-gimnastika
Певческое дыхание: что это, почему правильно дышать при пении так важно + упражнения на постановку опоры
Итак, вы собрались научиться петь. С чего же начать? У нас уже была статья, посвященная этому вопросу. В этот раз мы решили обратиться к наиболее распространенной проблеме, возникающей у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.
Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Для того, чтобы перестать быть новичком в мире вокала, необходимо овладеть базовой информацией: что такое певческое дыхание? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения? Что такое опора и почему так важно уметь ее “сбрасывать”? А также быть в курсе некоторых техник безопасности, которые помогут вам продуктивно заниматься, не срывая свои ые связки : )
Чек-лист по вокалу для новичков
Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:
- Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
- Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
- Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
- Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
- Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
- Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?
Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.
Типы дыхания
Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:
- Ключичное, или верхнее дыхание. Если вы замечаете, что ваши плечи “скачут” во время пения, то вы используете именно его. Это самый поверхностный тип, при котором активно задействованы только верхние части легких;
- Грудное, или межреберное. Обратите внимание на вашу грудь: она не должна опускаться и подниматься во время пения, но должна быть ровной. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной;
- Брюшное, или диафрагменное. Это наиболее полный, глубокий тип. Именно оно нам и понадобится: мы должны научиться правильно использовать диафрагму и мышцы брюшного пресса при пении.
Певческое дыхание: почему так важно?
Итак, певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ “брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука.
Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь.
Именно “певческая опора” (субъективное переживание в области торса во время пения, по сути — поставленное дыхание), создаваемая правильно удерживаемым дыханием, ведет к стабильности вашего вокала, то есть выдерживанию стабильного ровного звука.
По факту, умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания.
Воздуха, который в нас есть — с учетом его правильного расходования при звукоизвлечении — хватит на несколько криков в длину, но проблема заключается в том, что нам не хватает кислорода: поэтому нам необходимо “найти опору”, а также научиться ее “сбрасывать” после каждой пропетой фразы. Давайте разберемся.
Опора в вокале: подробный разбор
Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале.
Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления.
Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.
Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется.
Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на ые связи: небольшими порциями и равномерно.
Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.
Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.
Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”.
Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать.Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.
Упражнение №1
Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:
- Лягте на спину.
- Руки расположите на боках;
- Большие пальцы направьте в центр живота;
- Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.
Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул.
Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой.
Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.
Упражнение №2
Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через ую щель.
- Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух;
- Удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);
- Начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед;
- Снизьте давление, когда пропоете фразу.
Упражнение №3
Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.
Упражнение №4
Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.
Еще упражнения:
- Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”. Четыре коротких захода, один длинный.
- Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача — гласную потянуть как можно дольше.
Сделайте вдох, возьмите ноту: удерживаем.
- Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте. Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до конца фразы.
Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.
Техника безопасности при пении
Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:
- Не начинайте заниматься сразу, как только проснулись. Ваши связки наполнены водой.
- Не пойте/не говорите шепотом при воспалительных процессах гортани. Вы ничего не сбережете, а совсем наоборот.
- Отложите занятия во время менструации: связки крайне уязвимы из-за притока крови.
- Знаменитой дыхательной гимнастике Стрельникой нужно обучаться только у преподавателя. Она укорачивает дыхание.
- Несильная боль в области диафрагмы и брюшных мышц во время занятий — это нормально; ваши мышцы тренируются, как и любые другие. Но если вы почувствовали себя плохо, у вас появилось головокружение или слабость — отложите занятия до следующего раза.
- Не раздражайте слизистую гортани перед пением! Отложите все сладкое и соленое, а на семечках вовсе поставьте крест.
- Не пойте “всухую” — смачивайте периодически горло простой водой: безостановочная циркуляция сухого воздуха также вредна для связок.
И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении. Приходите к нам в школу fishbones, у нас есть преподаватели, которые с радостью вам помогут : )
Источник: https://fishbones.me/vokal/pevcheskoe-dyhanie.html
Звуковая гимнастика при заболеваниях органов дыхания
Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, можно произносить громко, тихо, протяжно или коротко.
Не нужно заниматься на голодный или на полный желудок. Звуковую гимна-стику можно использовать при бронхиальной астме, при хроническом обструк-тивном бронхите, хронической обструктивной болезни легких и других заболеваниях, сопровождающихся затруднением выдоха, т. е. при экспираторной одышке.
Только в этом случае все звуки произносятся очень тихо и мягко. Такая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. Но должна выполняться по строго определенным правилам, в зависимости от поставленной цели.
При различных заболеваниях дыхательных путей и звуки нужно произносить по-разному.
Например, при астматическом бронхите и бронхиальной астме – жужжащие, шипящие и рычащие звуки произносятся громко и энергично, а при хроническом обструктивном бронхите – все те же звуки, но их звучание должно стать мягким, тихим (можно произносить их даже шепотом), успокаивающим.
Звуковая гимнастика способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы. Путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты. При помощи соз-дания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.
При ухудшении самочувствия, появлении одышки или кашля занятие нужно немедленно прекратить.
Обучениерациональномудыханию. Вдох должен быть поверхностным, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма.
Вдох – через нос на счет 1–2, дальше – пауза на 1 счет и выдох через рот на 1–2–3 или 1–2–3–4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». Так выдох будет дольше, чем вдох. После окончания – пауза на счет 1–2–3, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр.
Вдох после задержки дыхания должен быть опять поверхностным и т. д.
Для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления для создания сопротивления на выдохе: выдох в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку или надувание резиновых шариков.
Гласныезвуки. Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И.
Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ.
И так по всем гласным звукам.
Глухиесогласныезвуки. Звуки Т и П произносят коротко, отрывисто, по от-дельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.
Звонкиесогласныезвуки. Это звуки Б, Д, В, З. При произнесении звука З возникает самая глубокая вибрация.
Другиезвуки. Звуки Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а звук Р – «рычащим». Он произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза.
Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает звук Р, то его обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.
Главные звуки
1. М – произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.
2. ПФФ – произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.3. Короткий, отрывистый Т – успокаивает кашель.
Сила вибрации зависит от силы воздушной струи, возникающей при произнесе-нии тех или иных звуков. Этот факт и используется в звуковой гимнастике для тренировки дыхательных мышц и диафрагмы. Наибольшая сила требуется при произнесении глухих согласных – П, Т, К, Ф, С.
Произнося их, мышцы грудной клетки и диафрагмы напрягаются больше всего. Среднее по силе напряжение развивается при произнесении звонких согласных – Б, Д, Г, В, З.
Легче всего, почти не прилагая к этому никаких усилий, проговаривать звуки: М, Л, Р, Н.
Комплекс звуковой гимнастики
Занятия должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении, а еще лучше – на свежем воздухе. Примите исходное положение – сидя, положите руки ладонями вниз на колени, немного наклонитесь вперед, дышать при этом нужно по принципу рационального дыхания (см. выше).
До и после каждого звукового упражнения производят «очистительный выдох» – «ППФ» (через губы, сложенные трубочкой), и с него же начинаются занятия.
После «очистительного выдоха» следует второе обязательное упражнение – «закрытый стон» – «МММ», который выполняется сидя, немного наклонившись вперед и положив кисти на колени ладонями вниз.
В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, включают дозированную ходьбу. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием.
На первых занятиях больной должен отработать сле-дующий ритм движения: на 1–2 шага – вдох, на 3–4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе.
По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.
1-е занятие:
Упр. 1. Очистительный выдох. ПФФ – 5–7 раз.
2-е занятие:
Упр. 1. ПФФ – 3 раза.
Упр. 2. Закрытый стон. МММ – 3 раза. ПФФ – 1 раз.
Упр. 3. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
3-е занятие:
Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3.
Упр. 4. ГРРУФ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
4-е занятие:
Упр. 1, Упр. 2, Упр. 3, Упр. 4 – повторить.
Упр. 5. ДРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
5-е занятие:
Упр. 6. РРР – 3 раза и ПФФ – 1 раз.
Упр. 7. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
6-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 8. ПРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
Упр. 9. ЖРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
7-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 10. КРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
Упр. 11. ТРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
8-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 12. ФРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
Упр. 13. ЧРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
9-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 14. ЦРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
Упр. 15. ШРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
Упр. 16. ХРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
10-е занятие:
Повторить все предыдущие упражнения.
Упр. 17. БРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
Упр. 18. ГРРУХ (о, а, е, и) – по 1 разу и ПФФ – 1 раз.
Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук;
Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент Белорусская медицинская академия последипломного образования
Источник: https://www.sb.by/articles/zvukovaya-gimnastika-pri-zabolevaniyakh-organov-dykhaniya.html