Сестринский процесс при пневмонии таблица

Содержание

Сестринский процесс при пневмонии: уход за взрослыми и детьми

Сестринский процесс при пневмонии таблица

Пневмония — это тяжелое инфекционное заболевание легких. Оно сопровождается большим количеством осложнений, болевыми ощущениями и потерей работоспособности.

Воспаление органов дыхательной системы лечится в зависимости от степени тяжести, физиологических особенностей и характера заболевания. Однако на любой стадии необходим сестринский процесс при пневмонии. Врач и персонал разрабатывают план лечения, а сестра затем обеспечивает необходимый уход и контролирует прием больным медицинских препаратов.

Виды пневмонии, требующие помощи медицинской сестры

При легкой степени заболевания, лечение можно пройти на дому, с периодическими посещениями медицинской сестры. Это касается как взрослых, так и детей.

Однако в большинстве случаев воспаление легких проходит тяжело и требует пребывания пациента в больнице, где ему будет оказан надлежащий уход.

Случаи, при которых обязательно назначается сестринский процесс:

  • детский возраст до 3 лет;
  • возникновение различных осложнений;
  • невозможность оказать должный уход в домашних условиях;
  • развитие легочной недостаточности;
  • очаг воспаления, затрагивающий всю долю легкого;
  • пожилой возраст;
  • тяжелые сопутствующие заболевания.

Амбулаторно можно лечить легкую форму пневмонии у детей старшего возраста. Сестринский процесс требуется при следующих видах воспаления:

  1. Очаговое — у ребенка до 5 лет воспалительный процесс распространился на участок не более 1 см.
  2. Очагово-сливное — поражены несколько зон ткани легких.
  3. Долевое — воспаление распространяется на всю долю органа. Часто сопровождается интоксикацией. Характерно для детей от 12 лет.
  4. Острая форма пневмонии — требует оперативной реанимации в больницу.

Правильный уход медицинской сестры способствует быстрому восстановлению пациента и сокращает возможность возникновения осложнений.

к оглавлению ↑

Этапы сестринского ухода за больным пневмонией

Процесс ухода делится на 5 этапов. Каждый из них составляет комплекс процедур и различных анализов организма больного.

к оглавлению ↑

1 этап – обследование пациента

Первое, что необходимо сделать медсестре — установить доверительные отношения с больным. Затем она опрашивает пациента на наличие симптомов и возможных причин пневмонии. После, проводит внешний осмотр, измеряя температуру, кровяное давление, частоту пульса и шумы в легких.

Симптомы, на которые обращает внимание медицинская сестра при обследовании:

  • лихорадка;
  • повышенная температура тела, близкая к 39;
  • учащенный пульс и дыхание;
  • кашель с мокротой темного цвета;
  • отсутствие аппетита, сонливость;
  • синюшность области носа и рта;
  • боли в области груди и позвоночника.

Также сестра сравнивает результаты предыдущих анализов, обследований и рентгенов. Этот этап устанавливает длительность заболевания, используемые лекарственные препараты и особенности течения воспаления легких.

к оглавлению ↑

2 этап – оценка проблем пациента

После анализа симптомов и жалоб пациента, сестра делает выводы о характере заболевания и наличии сопутствующих осложнений. В зависимости от них будет назначен соответствующий курс лечения.

Возможные диагнозы:

  • проблемы с дыханием, боли в груди — легочная недостаточность;
  • бессонница, апатичность или, наоборот, раздражение — неврологические расстройства;
  • затруднения, связанные с пищеварительным трактом, рвота — интоксикация организма;
  • постоянный сухой кашель — раздражительный процесс в плевральной полости.

На данном этапе ставится первичный диагноз. Более точный определяют при помощи дополнительных анализов и обследований.

Очень важно, внимательно отнестись к симптомам осложнений, так как их игнорирование может привести к развитию тяжелых заболеваний, таких как острые формы недостаточности и хронические виды воспаления.

к оглавлению ↑

3 и 4 этап – составление и реализация плана лечения

Основываясь на первых двух этапах, медицинская сестра определяет план дальнейшей помощи пациенту. В первую очередь больному показывают постельный режим с соблюдением полного покоя и назначают строгий прием лекарственных препаратов под контролем медицинского персонала.

Прописывается специальная диета с контролем потребляемой жидкости и присутствием в рационе питания молочных и растительных продуктов для укрепления иммунитета. Затем пациенту назначают использование терапии и лекарственных средств.

В первую очередь их показывают для избавления от:

  • высокой температуры тела;
  • сухого кашля;
  • учащенного дыхания и болезненных ощущений в области груди;
  • сопутствующих осложнений.

В случае, когда пациент не справляется самостоятельно с отхаркиванием мокроты, медсестра помогает ему с помощью шпателя или специального баллончика.

Если есть проблемы со стулом, ему показывается введение клизм. Она обязательно проводит обеззараживание дыхательных полостей и при необходимости воспаленных мест на кожи.

При возникновении любого вида недостаточности, пациенту вводят необходимые лекарственные препараты.

На протяжении всей болезни, медицинская сестра обеспечивает проветриваемость помещения и чистоту постельных принадлежностей.

Весь план подробно протоколируется и изменяется в соответствии с улучшением или ухудшением состояния больного. В случае последнего, медсестра срочно сообщает информацию лечащему врачу, который оказывает помощь в процессе оздоровления.

к оглавлению ↑

5 этап – анализ эффективности лечения

Своевременная сестринская помощь и правильно подобранный курс терапии обеспечивают пациенту скорейшее выздоровление. Нормальным сроком избавления от болезни считается 2 недели. Если должный период прошел, а состояние пациента не улучшилось, план корректирует. Врач изменяет количество и вид медицинских препаратов, сестра вносит правки в режим питания и активности больного.

После выписки пациент еще в течение года должен наблюдаться у врача во избежание повторения вспышки заболевания. Медицинская сестра объясняет ему особенности процесса реабилитации, рекомендует специальную диету, режим активности и отказ от вредных привычек.

Родителей обучают должному уходу за ребенком и определению симптомов рецидива. Также рекомендуют специальные занятия в тренажерном зале и посещение оздоровительных санаториев.

к оглавлению ↑

Основные обязанности персонала по уходу за больным

Любая больница должна обеспечить соблюдение правил оказания процесса помощи больному в стационаре.

Сестринский уход включает в себя целый комплекс процедур и обязанностей:

  1. Помещение. В нем обеспечивается должный температурный режим и уровень влажности. Регулярно проводится проветривание и уборка.
  2. Контроль за положением тела. Медицинская сестра помогает принять необходимую позу, которая должна меняться каждый два часа во избежание возникновения пролежней. Верх тела должен быть приподнят. Медсестра обучает пациента правильному дыханию, расслаблению мышц и следит за соблюдением постельного режима.
  3. Гигиенические процедуры. Персонал больницы обязан следить за чистотой одежды и постельного белья пациента.

    Дважды в день больного обмывают теплой водой с мылом и следят за гигиеной рук перед принятием пищи и после туалета.

  4. Прием таблеток и лекарственных средств. Пациент может использовать их только под контролем персонала. Медсестра должна своевременно обеспечить больного необходимыми препаратами и проследить, чтобы он принял их.
  5. Обеспечение соблюдения диетического питания. Персонал составляет режим, включающий в себя жидкие блюда: супы и бульоны из курицы или рыбы, молочную кухню. Обязательно употребление не менее 3 литров жидкости в день, например, соков, морсов и воды без газа. При сильном жаре медсестра помогает больному есть пищу небольшими порциями. Затем он может перейти на общий стол с менее жесткими требованиями.
  6. Лечебная и дыхательная гимнастика. На первых этапах сестра учит пациента правильному дыханию и расслаблению. Когда состояние улучшается, то ему рекомендуют определенные физические упражнения, тренажеры и прогулки.

Помимо перечисленных пунктов, в обязанности персонала входит выполнение медицинских процедур:

  1. Введение уколов.
  2. Обтирание тела и прикладывание льда при сильном жаре.
  3. Оказание помощи при отхождении мокроты.
  4. Постановка клизм.
  5. Применение ингалятора.
  6. Подача мочеприемника.
  7. Исследование дыхательных движений и их оценка.
  8. Введение внутримышечных инъекций.
  9. При необходимости постановка горчичников, банок и других оздоравливающих процессов.

Сестринский процесс при пневмонии особенно важен для пациентов с особо тяжелыми формами заболевания, которые не могут самостоятельно оказать себе посильную помощь. К ним же относятся дети и пожилые люди.

к оглавлению ↑

Особенности сестринского ухода за маленькими детьми

Дети более тяжело переносят пневмонию, поэтому им необходим более внимательный процесс, характеризующийся определенными особенностями. В особую категорию попадают младенцы и дети до 3 лет.

Медицинская сестра в первую очередь должна проконсультировать родителей о правильном проведении массажа, гимнастики и дыхания.

На этапе формирования плана лечения медсестра рекомендует:

  1. Чаще держать младенца на руках, менять его положение в кроватке.
  2. Приносить в больницу больше фруктов, овощей и углеводов.
  3. При отсутствии аппетита, не заставлять ребенка есть. В этом случае необходимо восполнить недостаток пищи молочными напитками, соками и водой.
  4. Обеспечить ребенку постельный режим созданием комфортной обстановки. Принести его любимые книги, игры.
  5. Предупредить родителей о возможных побочных эффектах лечения медикаментами.
  6. Не пеленать ребенка сильно.
  7. Проводить профилактические меры по обнаружению вздутия живота, которое провоцирует сдавливание легких.
  8. Содержать ребенка в чистоте, следить за гигиеной.

С ребенком до 3 лет необходимо присутствие одного из родителей в стационаре.

к оглавлению ↑

Особенности ухода на дому и в реабилитационных процедурах

В обязанности медицинской сестры при амбулаторном лечении входит отслеживание состояние пациента и ведение листа назначения, где отмечаются все изменения. При необходимости она может ввести препарат внутримышечно, оказать первую помощь при развитии аллергической реакции.

На дому запрещено вводить лекарства внутривенно, так как в нестерильных условиях в кровь может попасть инфекция и разовьется заражение, которое перерастет в опасное заболевание — сепсис. Также нельзя ставить капельницу вне медицинского учреждения. Неосторожное обращение с ней может вызвать воздушную эмболию, а уже она может стать причиной смерти больного.

Однако нередко пациенты пренебрегают данными правилами и просят оказать лечение на дому. В итоге это создает угрозу не только здоровью, но и жизни больному.

После завершения лечения, пациент проходит восстановительный курс, направленный на общее укрепление организма и иммунитета. Основная роль медсестры — проведение физиотерапии. К ней относятся:

  1. Двухнедельные курсы ингаляций соляно-щелочными водами.
  2. Лекарственный электрофорез — введение в кожу витаминов с помощью электрического тока.
  3. Ингаляции Диоксидина и Амбробене, проводимые с помощью специального аппарата.

Подобные процедуры окажут положительное влияние на органы дыхания и выведут остатки мокроты из легких. За их ходом следит медицинская сестра в физиотерапевтическом кабинете. Ребенку оформляется спецгруппа для занятий физической культурой в школе, назначаются упражнения с тренером.

Даже при грамотном плане лечения, созданным врачом, выздоровление без хорошего сестринского ухода невозможно. Идеальный процесс проходит под наблюдением квалифицированных специалистов в условиях стационара больницы.

Статья помогла вам?

Дайте нам об этом знать — поставьте оценку

Загрузка…

Источник: https://opnevmonii.ru/pnevmoniya/sestrinskij-uxod-pri-pnevmonii.html

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при пневмонии таблица

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Сестринский процесс при острой пневмонии Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани. Этиология: инфекционная — пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма.

Чаше всего наблюдается смешанная — вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк. Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение.

В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка. Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом.

Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.

Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.

Типы острых пневмоний:

Очаговая — наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см. Огагово-сливная — наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого. Сегментарная — возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры. Долевая (крупозная) — пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности. Интерстициальная — редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

1 этап. Сбор информации

— Субъективные методы обследования: Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка. История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

— Объективные методы обследования: Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.

При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита. Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения «стационар на дому». Медицинская сестра обеспечивает: Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния. Организацию питания: молочно-растительную диету.

При отсутствии аппетита — суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.

Независимые вмешательства: — активное посещение больного ребенка до полного выздоровления: — наблюдение за реакцией ребенка на лечение; — динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания; — обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии — горчичники, горчичное обертывание, ингаляции; — консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья; — проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.

Сестринский процесс при острой пневмонии

План ухода 1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке. Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты 2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием Реализация ухода: Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей 3. Организация досуга Реализация ухода: Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др. Мотивация: Создание условий для соблюдения режима 4. Создание комфортных условий в палате Реализация ухода: Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым 6. Выполнять назначения врача Реализация ухода: Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры Мотивация: Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение Реализация ухода: Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-ostroy-pnevmonii-u-detey

Сестринский процесс при пневмонии и потенциальные проблемы пациентов — Пульманолог

Сестринский процесс при пневмонии таблица

19.11.2019

Пневмония – опасное инфекционное заболевание, которое поражает легкие. Эта болезнь опасна своим непредсказуемым течением, при пневмонии высока смертность.

Вот почему так важно выполнять все требования врача, соблюдать все назначения и вовремя принимать лекарства. Если лечащий врач назначает лечение, то медицинская сестра осуществляет контроль за его выполнением.

Таким образом, сестринский процесс при пневмонии направлен на уход за больным, контроль его самочувствия.

Общая информация

Пневмония особенно опасна для пожилых людей. Их и без того ослабленный организм подвергается мощной атаке бактерий, что приводит к высокому риску осложнений и летального исхода. Сестринский уход при пневмонии позволяет вовремя заметить изменения в состоянии пациента и предпринять необходимые действия.

Услуга сестринского процесса сегодня предоставляется во многих лечебных заведениях. Ее можно заказать как в частных клиниках, так и во многих государственных больницах. Всемирная организация здравоохранения приводит цифры, которые доказывают необходимость сестринского ухода. По статистике, если за пациентом постоянно наблюдает медсестра, риск осложнений снижается на 75%.

Медицинская сестра контролирует:

  • График приема лекарственных средств
  • График физиотерапевтических процедур
  • Рацион и режим питания пациента
  • Физическую активность больного

Если пациенту станет плохо, она сможет принять соответствующие меры или просто вовремя сообщить об ухудшении состояния лечащему врачу. Конечно, в организации сестринского процесса нуждается далеко не каждый пациент.

Кому это необходимо?

Воспаление легких считается опасной болезнью, лечить которую следует в условиях стационара. Однако. Есть случаи, когда врач разрешает амбулаторное лечение. Нанять медсестру, которая будет осуществлять уход за больными пневмонией, можно и в том и в другом случае. Вопрос в целесообразности этого мероприятия.

Постоянное наблюдение медицинской сестры при пневмонии требуется при следующих приоритетных проблемах:

  • Возраст до трех лет. Особенно опасна пневмония для грудничков, так как их иммунитет еще не установился, а все органы и ткани имеют крошечный объем. Даже небольшое поражение легких может быстро разрастись до серьезной проблемы.
  • Пожилой возраст. Старые люди зачастую не могут самостоятельно обеспечить себе должный уход. Их нужно контролировать не меньше, чем детей. Кроме того, в пожилом возрасте обычно есть множество других хронических заболеваний, которые осложняют процесс лечения. Медицинская сестра в силах обеспечить должный уход пациенту.
  • Возникновение осложнений. Пациенты не всегда осознают ухудшение состояния. Более того, некоторые осложнения характеризуются смазанной симптоматикой, что затрудняет их диагностику. Медсестра сможет вовремя оценить степень опасности и оказать первую помощь.
  • Отсутствие надлежащего ухода в домашних условиях. Примером могут служить лежачие больные, которые не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. сестринский уход в этом случае – единственный выход из положения.
  • Сопутствующие заболевания. Часто пневмония возникает на фоне лечения онкологии или других тяжелых болезней. Организация сестринского процесса снижает риск летального исхода.

Что касается формы пневмонии, то при некоторых типах заболевания сестринский уход просто необходим. К ним относятся:

  1. Очаговая пневмония и бронхопневмония, требует обязательной сестринской помощи. Особенно опасна она у детей в связи с возможностью быстрого распространения инфекции.
  2. Крупозная пневмония. В этом случае поражаются оба легких, что крайне опасно для пациента. Сестринский уход позволяет вылечить плевропневмонию при крупозной пневмонии и снизить риск развития осложнений.
  3. Интерстициальная пневмония. Связана с дыхательной недостаточностью, которая развивается на фоне заболевания.

Для успешного лечения любой из этих форм пневмонии важно четкое следование графику приема лекарств и выполнения процедур, предписанных врачом. Именно контроль за соблюдением режима назначений, а также за состоянием пациента обеспечивает сестринский процесс.

Все о плане ухода

План ухода при пневмонии составляется, чтобы избежать потенциальных проблем. Основное предназначение медицинской сестры – обеспечить больному такой график, чтобы снизить риск осложнений и ускорить выздоровление. Таким образом, деятельность медсестры направлена на соблюдение следующих мероприятий:

  • Обязательный постельный режим, контроль положения пациента в постели
  • Постоянная оценка состояния больного
  • Молочно-растительная диета
  • Симптоматическая терапия по мере необходимости
  • Контроль потребления жидкости
  • Контроль над посещением пациента медицинским персоналом соответствующей квалификации
  • Вмешательство в критической ситуации
  • Контроль выполнения всех назначений врача

Сестринский уход при пневмонии может быть необходим и у детей, и у взрослых. Особенно он важен для младенцев и престарелых людей.

Этапы сестринского процесса

Сестринский уход реализуется в несколько этапов, каждый из которых четко следует один за другим.

1 этап. Обследование пациента

В момент знакомства больного с закрепленной за ним медсестрой она осуществляет сбор анамнеза. На этом этапе происходит налаживание контакта, медсестра выслушивает жалобы. При пневмонии жалуются на одышку и боли, на общую слабость и недомогание.

Далее определяется момент возникновения заболевания и процесс его течения. Во время разговора медицинская сестра оценивает внешнее состояние человека, измеряет температуру тела, артериальное давление и частоту пульса.

Несмотря на возможное тяжелое состояние больного все эти данные помогут в дальнейшей реализации сестринского процесса.

2 этап. Оценка проблем пациента

По полученным данным уточняются основные проблемы больного. Например, сильная одышка может быть свидетельством того, что значительная часть легких не участвует в дыхательном процессе. Если при дыхании возникают боли в груди, то воспалена плевра, сухой мучительный кашель указывает на воспаление плевры. Таким же образом оцениваются все симптомы.

3 этап. Составление плана лечения

На данном этапе составляет последовательный алгоритм лечения пациента. В плане охватывается каждый симптом. Каждое терапевтическое мероприятие имеет четкую цель. План лечения может выглядеть примерно следующим образом:

  1. Избавление от лихорадки и снижение температуры тела
  2. Переход сухого кашля во влажный в течение нескольких дней
  3. Борьба с одышкой за 2-3 дня
  4. Нейтрализация болей в груди через несколько часов

К каждому мероприятию добавляет способ его реализации, а именно – подбираются подходящие препараты. Врач назначает лекарства и процедуры, которые помогут пациенту избавиться от неприятной симптоматики.

4 этап. Реализация плана лечения

Согласно разработанной ранее схеме медсестра тщательно следит за выполнением плана лечения. На этом же этапе сестринского ухода обеспечивается контроль за динамикой развития пневмонии. Медицинская сестра регулярно записывает основные параметры и результаты анализов, следит за состоянием больного. Все свои наблюдения она сообщает лечащему врачу.

5 этап. Анализ эффективности лечения

Обычно при организации сестринского процесса пневмония вылечивается в течение двух недель.

Если сестринский уход организован должным образом, а улучшений нет, то необходима корректировка плана лечения, который был составлен на третьем этапе.

При этом самостоятельно назначить лекарства или отменить какой-либо вид терапии медсестра не может, в ее силах изменить только режим питания или режим дня.

По результатам может быть написана выпускная квалификационная работа ВКР на тему сестринской помощи при пневмонии.

Алгоритм ухода за детьми

Для детей, особенно младенческого возраста, пневмония особенно опасна. Роль медицинской сестры при уходе за маленькими пациентами с пневмонией сложно переоценить: ее основные обязанности направлены на уход за больным и привлечение к нему внимания персонала. Кроме всех обязанностей, описанных ранее, в случае с детьми медицинская сестра выполняет и еще ряд функций:

  • Обучение правильному дыханию, которое будет наименее болезненным для ребенка
  • Практические и теоретические занятия с родителями ребенка. Сюда входит, например, обучение техники массажа грудной клетки методом вибрации, алгоритм горчичного обертывания и описание других уходовых процедур.
  • Консультации родителей после выздоровления ребенка и выписки из стационара

Медсестра в обязательном порядке проводит консультации по профилактике пневмонии, особенно, если у ребенка есть предрасположенность к хроническому воспалению легких. Таким образом, целями сестринских вмешательств при пневмонии являются решение проблем пациента согласно плану лечения.

Сестринский процесс при пневмонии: план ухода

Чтобы организовать сестринский процесс при пневмонии, нужно грамотно выстроить этапы оказания помощи, верно оценить тяжесть течения болезни и ряд других факторов. Давайте, разберемся.   

Пневмония – это неспецифическое инфекционно-воспалительное заболевание, при котором поражаются НДП и альвеолы.

Патология сопровождается нарушением дыхания (кашель, затрудненное дыхание, хрипы и др.), а также воспалительной инфильтрацией здоровых участков легочной ткани, что подтверждается данными рентгенологического исследования.

Источник: https://xn--2-gtbru.xn--p1ai/protsedury/sestrinskij-protsess-pri-pnevmonii-i-potentsialnye-problemy-patsientov.html

Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс при пневмонии таблица

Пневмония – это заболевание, которое характеризуется поражением легочной ткани. Существует несколько видов воспаления легких, но все они требуют комплексного подхода в лечении. Необходимые лекарства и физиотерапевтические процедуры назначаются врачом. Сестринский персонал контролирует выполнение предписаний врача и обеспечивает пациенту лучшие условия для выздоровления.

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Оценка состояния

На основе собранных данных сестра проводит оценку состояния больного: устанавливает проблемы пациента и их возможные причины. Это определяет ее дальнейшие действия. Пневмония может вызывать у пациента следующие проблемы:

  • интоксикацию организма – выражается повышением температуры тела, головокружением, слабостью, нарушением пищеварения;
  • развитие дыхательной недостаточности – тахикардия, одышка, боли в груди;
  • неврологические расстройства – нарушение сна, беспокойство из-за временной нетрудоспособности и отсутствия четкого представления о заболевании.

Если не уделить должного внимания существующим проблемам, они могут привести к более серьезным осложнениям: острой сердечно-сосудистой и дыхательной недостаточности, хронической форме заболевания.

По результатам анализа сестра составляет план ухода за пациентом. Во время выполнения медицинских манипуляций она оценивает их эффективность и при необходимости корректирует план лечения.

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Источник: https://grippe.su/sestrinskij-process-pri-pnevmonii.html

Сестринский процесс при пневмонии план ухода, виды вмешательств и помощь

Сестринский процесс при пневмонии таблица

Сестринский процесс при пневмонии предполагает организацию ухода за человеком с воспалительными изменениями легочной паренхимы. Он состоит из нескольких этапов, зависящих от степени тяжести болезни.

Особо важен план сестринского ухода за пациентами с крупозной пневмонией. Заболевание поражает оба легких и склонно к быстрому прогрессированию. Время его излечения и скорость развития осложнений значительно зависит от сестринского ухода.

Какие состояния требуют сестринского вмешательства

Сестринское вмешательство необходимо при следующих видах воспаления легкого:

  • Очаговое – участок воспаления размерами меньше 1 см у детей раннего возраста;
  • Очагово-сливное – у детей раннего возраста, где воспалительный процесс захватывает участки легочной ткани;
  • Долевое – воспалительный процесс захватывает целую долю легкого и сопровождается интоксикационными симптомами. Чаще встречается у детей старшего возраста;
  • Интерстициальное – микоплазменная или пневмоцистная пневмония, сопровождающаяся интерстициальным воспалительным процессом с дальнейшим развитием дыхательной недостаточности.

Не осложненную пневмонию можно лечить в амбулаторных условиях у детей старшего возраста на дому. В таком случае предварительно составляется план сестринского ухода: количество и кратность посещения пациента на дому.

Чтобы оказать качественную сестринскую помощь, необходима этапность процедур.

Основные этапы доврачебной коррекции воспалительного процесса

Первый этап доврачебной коррекции воспаления легких – сбор анамнеза. При первичном обращении пациента следует обратить внимание на следующие жалобы:

  1. Повышение температуры с ознобом, влажный или сухой кашель, одышкаа, появление ржавой мокроты, боль в грудной клетке;
  2. Бледная кожа, плохое самочувствие, стонущее дыхание, участие в дыхании мускулатуры.

В амбулаторной карте можно обнаружить признаки воспалительного процесса: увеличение лейкоцитов и СОЭ, нейтрофилез, рентгенографические данные об инфильтрации.

Второй этап сестринского ухода – анализ состояния.

При наличии патологического процесса в легких у пациента появляются вторичные симптомы:

  • Снижение аппетита;
  • Головная боль;
  • Головокружение;
  • Повышение частоты сокращений сердца (тахикардия);
  • Обострение хронических болезней;
  • Недомогание.

Наличие вторичных симптомов корректирует план сестринского вмешательства. При наличии вышеописанных признаков пациента необходимо поместить в стационар.

План ухода в стационаре со стороны среднего медперсонала

План ухода в стационаре должен быть ориентирован на предотвращение осложнений процесса. Медицинская сестра обеспечивает следующие вмешательства:

  • Постельный режим до улучшения общего состояния больного;
  • Организует молочно-растительную диету;
  • Контролирует потребление пациентом жидкости;
  • Обеспечивает прием разжижающих и отхаркивающих средств;
  • Обеспечивает симптоматическую терапию, рекомендованную врачом;
  • Контролирует активное посещение медицинским персоналом больного.

Этап госпитального ухода требует сестринского вмешательства и динамическую оценку состояния здоровья пациента.

На протяжении времени нахождения пациента в стационаре медицинская сестра должна контролировать положение больного в постели, прием лекарственных препаратов и процедур, назначенных врачом.

Если пневмония наблюдается у ребенка, сестринский уход расширяется до следующих процедур:

  1. Обучение малыша правильному дыханию;
  2. Практические занятия с родителями относительно техники вибрационного массажа;
  3. Создание пациенту дренажного положения (с опущенной головой);
  4. Рассказывает о домашнем ведении ребенка после излечения пневмонии: как делать горчичное обертывание, проводить профилактические процедуры;
  5. Проводит беседы о профилактике осложнений.

Этапы при крупозной пневмонии

Крупозная пневмония является серьезным состоянием, требующим постоянной коррекции множества факторов. Сестринский уход при нем является обязательным и незаменимым.

План ведения крупозной пневмонии медицинской сестрой:

  • Обеспечивать контроль над охранительным режимом;
  • Следить, чтобы головной конец кровати был поднят;
  • Проводить постуральный дренаж 2-3 раза в день;
  • Рекомендовать родителям чаще брать малыша на руки;
  • Контролировать процесс питания пациента;
  • Обеспечивать комфортные условия для лечения больного.

При крупозном воспалении легких со стороны сестринского персонала обязательны независимые вмешательства. Они предполагают контроль потребления пациентом фруктов, овощей, углеводов и объема жидкости.

Медсестра должна объяснять родителям, как правильно кормить малыша при пневмонии или проводить профилактические беседы с взрослыми.

План помощи может корректироваться средним персоналом с согласия врача. К примеру, если амбулаторная карта пациента имеет множество заболеваний, рационален перевод из терапевтического отделения в специализированное. Он осуществляется после коррекции острого воспаления.

При переводе больного сестринский уход не прекращается. Персонал контролирует течение крупозной пневмонии до полного ее разрешения (11-14 дней).

Если амбулаторная карта больного не имеет развернутого анамнеза, медицинская сестра должна обратить внимание на необходимость выполнения обязательных исследований: флюорография, прививки.

Доврачебная помощь больному воспалением легких предполагает создание комфортных условий. При необходимости медицинский персонал обеспечивает чистое сменное белье, гигиенические принадлежности.

Перечень процедур при воспалении легких

Сестринская помощь включает ряд зависимых процедур:

  • Обеспечение приема лекарств;
  • Проведение инфузий;
  • Контроль состояния больного после введения инъекций и приема таблеток.

Медицинская сестра может обратить внимание врача на то, что диагноз заболевания изменился. Она может первая заметить специфические симптомы патологии у человека.

В Америке существует даже особое понятие – «сестринский диагноз». Оно закреплено законодательно и означает, что медицинская сестра должна обосновать свои предположения относительно состояния здоровья человека.

Установка сестринского диагноза осуществляется на 2 этапе процесса ведения пациента. Средний медицинский персонал вправе самостоятельно решить, может ли пациент оставаться дома или его необходимо обследовать и показать врачу. Такой подход применяется в США относительно людей, вызывающих скорую помощь.

В нашей стране патологический процесс ведет врач, а средний персонал должен разграничивать норму и патологию.

Оценка эффективности лечения

При правильной организации процесса лечения пневмонии и сестринской помощи, избавление от болезни наступает на 10-14 день. Если заболевание затягивается, очевидно, что нарушена тактика ухода или неправильно подобраны лекарства.

Терапия заболевания – задача врача. Сестринская помощь должна учитывать лишь коррекцию режима питания, физической активности или постельного режима.

Помощь среднего медперсонала ускоряет выздоровление при пневмонии. Без нее сложно обеспечить идеальные условия для комфортного лечения человека. Независимо от того, какой диагноз у человека, сестринский уход необходим!

Загрузка…

Источник: https://MedBoli.ru/dyhatelnaya-sistema/pnevmoniya/sestrinskij-protsess-pri-pnevmonii-plan-uhoda-vidy-vmeshatelstv-i-pomoshh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.